Ваера — Цепь поколений

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

525

Недельная глава Ваера

«Я полюбил его потому, что он заповедает своим сынам и потомкам следовать путями Г-спода, творить добро и правосудие».

Как-то подошел ко мне адвокат из Рамат-Гана, поинтересовался: «Чем вы занимаетесь?» Я ответил: «Даю уроки». «Где?» – «Там, куда меня приглашают». «И что, можно на это прожить?» – удивился он. «Вы видите», — ответил я. Живу как-то, слава Б-гу. «А сколько вам платят за одну лекцию?» Я честно ответил: «Не знаю. Платят только в конце». «Ну, в конце – но сколько платят?» – «Я говорю – не знаю. Когда доживу до самого конца, узнаю…» Он вообще не понял: «Вы хотите сказать, что работаете бесплатно?»

Что это такое – адвокат, и глухой? Я же ясно сказал: платят, и еще как, но в конце. «Верен Он, твой Работодатель, (можешь положиться на Него, что) заплатит тебе за твои деяния» (Авот, 2:14).

«Я бы не согласился работать бесплатно!» – заявил адвокат.
«Да? Но вы-то как раз работаете бесплатно!»

Он опять не понял. Если бы мне был нужен адвокат – я бы этого не взял в свои защитники. Я сказал: «А, вспомнил: на самом деле, я тоже не работаю бесплатно. Обычно, когда приглашают людей на лекцию, подают легкое угощение. Меня тоже не забывают. Предлагают стакан напитка, печенье…»

«Ну, это не считается, — отмахнулся адвокат, — что вы приносите домой?»

«Ай-ай-ай, — протянул я, — а что вы приносите домой?»

И он опять не понял! Ну что, с каждым нужно говорить на его языке.

«Знаете, что? Давайте я вам расскажу историю».

Ну, историю каждый готов слушать. Понимать – это уже другое дело.

Один раввин ехал к раву Шаху. По пути рассказывал водителю такси о величии и праведности рава Шаха, о его гениальном уме, добром сердце и хороших душевных качествах. Но все это водителя не интересовало. Он хотел знать только одно: «Этот рав дает благословения?» Ну, конечно, и это тоже. Вот это-то таксисту и нужно. Он может тоже подойти к раву Шаху?

Почему нет? Поднялся вместе с тем равом, подбежал первый, поцеловал раву Шаху руку: «Уважаемый рав, мне срочно нужно благословение!»

«Я тебя благословляю!»

«Да нет, рав, это моя собака… она заболела. Вы можете прочитать за нее молитву на выздоровление? Есть такая специальная молитва, да? ”Тот, Кто благословил”?»

Рав, стоявший рядом, чуть не взорвался. Читать такую святую молитву – за собаку!

Но рав Шах только ласково погладил руку водителя: «Конечно, конечно! Нельзя, чтобы животное страдало… Сейчас возьмем сидур».

Встал – в свои девяносто лет — взял сидур, открыл там, где написана эта молитва за больного после чтения Торы, приблизил к глазам и стал сосредоточенно читать вслух: «Тот, Кто благословил наших праотцов, Авраама, Ицхака и Яаков, Моше, Аарона, Давида и Шломо, благословит больную… как ее зовут?» – обратился он к взволнованному водителю.

«Ласси».

«…благословит больную Ласси, дочь… как ее маму зовут?» – снова обратился к водителю.

Тот смутился. Кто ж там знает, как ее мать звали…

«Что ж, — рав Шах закрыл сидур, — эту молитву сказать нельзя, но благословить можно, конечно, чтоб животное не страдало…»

«Ну, вы понимаете?» – спросил я адвоката.

Куда там… «Что – понимаю?»

Я объяснил: «Я соединен со своим отцом и своими детьми, я – звено в цепи поколений. Наш праотец Авраам – нет у нас и представления о его величии! Он прошел десять тяжелых испытаний, и выдержал все. Но чем он заслужил любовь Творца? В Торе прямо сказано: “Я полюбил его потому, что он заповедает своим сынам и потомкам следовать путями Г-спода, творить добро и правосудие”».

Наши мудрецы сказал: «Сын подобен ногам отца» (Эрувин, 70б). Каждой заповедью, которую я выполняю, я добавляю заслуг своему отцу, который так воспитал выполнять заповеди, и не только ему – и моим дедушкам и бабушкам, и их родителям, и так – вплоть до наших святых праотцов. Я сам воспитываю своих детей, чтобы они выполняли заповеди и учили Тору, и тем самым обеспечиваю себе гарантию, что мои заслуги будут расти и умножаться до конца поколений. Когда я даю урок и пробуждаю кого-то, и он укрепляется в Торе и заповедях, мне тоже добавляются заслуги. Не зря еврея вызывают к чтению Торы по его имени и имени его отца. И моих детей вызывают к Торе «такой-то, сын Яакова…». Я ведь не буду жить вечно, но, когда поднимусь в мир истины – меня будут ждать там не только мои заслуги, но и заслуги моих сыновей, учеников, и тех, кто слушал мои уроки. Они продолжают выполнять заповеди, и все это записывается на мой счет – и на счет моих праотцов, как уже говорилось.

А вот у собаки нет связи ни с ее родителями, ни с потомками после того, как они выросли. Она живет только свою собственную жизнь, здесь и сейчас, и когда умирает – заканчивается все.

Увы, боюсь тот адвокат так ничего и не понял…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88170