Ваехи — Тайна Геулы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

305
утрата веры

Недельная глава Ваехи

«Яаков призвал своих сыновей, сказав: «Соберитесь (вместе), и я расскажу вам, что произойдет с вами в грядущие времена».

Яаков пожелал раскрыть своим детям конец времен, но Шехина покинула его, и он стал говорить другое (Раши, трактат «Псахим», 46а). Однако, в Мидраше сказано наоборот, что Шехина раскрылась ему! Там приводится такой пример (Берешит Раба, 98:2): один приближенный царя умирал. Его дети стояли вокруг его постели. «Я хочу раскрыть вам тайны царя!», — прошептал он. Он поднял глаза, и вдруг увидел царя. Тогда он сказал: «Относитесь к царю с великим почтением и уважением!» Так и наш праотец Яаков: он поднял глаза и увидел, что Шехина стоит рядом с ним, и сказал им: «Относитесь ко Всевышнему с великим почтением и уважением!» Другими словами, Яаков понял, что Всевышний не желает, чтобы они знали, когда придет полное Избавление – Геула, а ждали ее каждый день (ведь ожидание ее прихода – это одна из основ веры), и поэтому начал говорить о чем-то другом.

Однако дальше он продолжил: «Соберитесь и слушайте, сыны Яакова, послушайте вашего отца, Израиля!» Пишут наши мудрецы (см. Маарша в трактате «Псахим», 46а), что слово «соберитесь» намекает на Избавление, во время которого евреи со всего мира соберутся на Земле Израиля. Также «Сифтей Хахамим» учит это из сказанного у пророка Йешаяу (11): «Разбросанных Йеуды Я соберу».

Нужно понять, что здесь происходит.

Если он видел, что Царь стоит перед ним, и понял, что Он не желает, чтобы Яаков говорил о Геуле, как он продолжил говорить на эту тему? А когда продолжил, что он, собственно, сказал? Где раскрытие последних дней? В общем, неясно. То ли продолжил, то ли не продолжил.

Давайте объясним, это очень важная вещь.

Сказано в Мидраш Раба (Берешит, 98:2): «Двум людям раскрылся конец дней и заново скрылся от них: Яакову и пророку Даниэлю. Даниэлю было сказано (12:4): «Ты же, Даниэль, скрой (смысл) этих слов и запечатай эту книгу до конца дней. Будут бродить в поисках многие, и увеличится знание». А Яакову: «расскажу вам, что произойдет с вами в конце дней (и он продолжил на другую тему) Реувен, ты – мой первенец». Из слов Мидраша следует, что и самому Даниэлю не стал известен конец мира. Ведь широко известно, что конец дней объясняется в книге Даниэля, и величайшие мудрецы на протяжении многих поколений изучали ее, чтобы рассчитать, когда же придет этот день. Эту дату рассчитывали рав Саадия Гаон, Рамбан, рабейну Бахье, Абарбанель, Хатам Софер, Мальбим и другие. Однако мы знаем, что все даты, которые они называли, уже прошли. Раши пишет в комментарии на книгу Даниэля (8:14), что рав Саадия Гаон рассчитал и вывел дату, «а когда она прошла, он понял, что ошибся в своих объяснениях, и придет кто-то другой после него, исследует и объяснит другим путем». А именно – скрытые и запечатанные слова книги Даниэля можно объяснить разными способами. В начале сам Даниэль знал правильное объяснение, но потом оно заново скрылось от него. Это и есть смысл сказанного ему: «Ты же, Даниэль, скрой (смысл) этих слов и запечатай эту книгу до конца дней. (Тогда) будут бродить в поисках многие, и увеличится знание» – тогда задним числом поймут, как в этих словах объясняется время Геулы.

До сих пор мы объясняли простой смысл слов. Теперь попробуем немного углубиться в него.

Сказано у пророка Михи (7:15): «Как во времена твоего выхода из Египта, покажу тебе чудеса». Есть параллель между будущим Избавлением и Геулой выхода из Египта, в том числе – как рассчитывать конец галута(изгнания). Изначально был вынесен приговор: «Чужаками будут твои потомки в стране, не принадлежащей им, их будут порабощать и мучить четыреста лет» (Берешит, 15). Сказано в Мидраш Раба на «Песнь Песней» (2:21): «Когда Моше пришел и объявил народу Израиля: «В этом месяце вы будете избавлены», они сказали ему: «Моше рабейну, как это мы будем избавлены – ведь прошло всего 210 лет с начала египетского рабства». Ответил Моше: «Поскольку Всевышний желает вашего Избавления, Он не смотрит на ваши расчеты. А просто – «голос моего любимого, вот он приходит, перепрыгивает через горы, перескакивает через холмы»». «Горы и холмы» – это разные расчеты и предположения.

Ведь согласно простому смыслу сказанного в Торе, рабство должно было продолжаться 400 лет. Однако это можно объяснить и другими путями. Четыреста лет не с момента спуска в Египет, а со дня «Союза между расчленными половинами» бейн а-бтарим, как считало колено Эфраима. И действительно, если бы удостоились – вышли бы из Египта уже тогда. Доказательством этому является то, что колену Эфраима удалось покинуть Египет, хотя известно, что ни один раб не мог выйти из страны, поскольку границы ее были заколдованы. Однако, поскольку они не были достойны истинной Геулы – погибли от рук жителей Гата (см. Раши, Шмот 15:14). Или же четыреста лет со дня рождения Ицхака, когда евреи на самом деле вышли из Египта. Как сказано в пасхальной Агаде: «Всевышний, благословен Он, рассчитал конец».

Так будет и в нашей Геуле. Слова в книге Даниэля специально написаны таким образом, что, если еврейский народ удостоится – Избавление придет скоро, а если, не дай Б-г, нет – оно будет отложено. Каждый раз, когда приближается подходящий для Геулы момент, праведники начинают горячо молиться, но в противовес им пробуждается обвинитель «другой стороны» (сил зла), который знает, что Геула будет его концом (см. Тосафот Рош а-Шана, 16б). Когда обвинение в грехах перевешивает, и Геула откладывается, это обвинение вызывает страшный гнев Свыше, Б-же упаси, и приводит к великим несчастьям.  Так было в 5408(1647) г., намек на который есть в книге «Зоар», из сказанного в Торе: «С этим придет Аарон в Святилище», а также «В этот пятидесятый год каждый человек вернется в свое поместье» (см. «Зоар», ч.1, 139 Гиматрия слова «это» זאת- 408). То есть, в этот год могла прийти Геула. Когда же не удостоились этого – разразились страшные погромы 5408-5409(1647-48) годов, которые стерли с лица Земли множество еврейских общин. Еще раньше сказано: «Создал вместе утренние звезды» (Ийов, 38:7) – здесь есть намек на 5252(1491) г., это год изгнания евреев из Испании. Еще раньше – «дайте Избавление стране», гиматрия слова «дайте» – 4456. Это год крестовых походов и пролитых рек еврейской крови. В книге «Письмо о конце дней» приводится от имени одного из мудрецов-каббалистов, что 5700 (1939-1940) год будет годом Геулы, и в этом году разразилась страшная Вторая Мировая война. Известно, что один из великих мудрецов говорил о 5703(1942) году, как о вероятном году Избавления, и это был год, в который было убито больше всего евреев из всех лет войны…

Один праведник объяснил это так: каждый из великих мудрецов поколений, который указывал на определенную дату, как на дату Геулы – видел великий свет Геулы, изливающийся Свыше, рассчитывал, когда он дойдет до нас, и находил подтверждение своим расчетам в книге Даниэля, в стихах из ТаНаХа и словах мудрецов времен Талмуда. Однако он не принимал в расчет, что за то время, пока свет доходил до нашего мира, мы уже успевали духовно упасть на огромное расстояние, так что этот свет просто не находил нас…

Получается, что Геула зависит от двух факторов: от времени, благоприятного для нее, и от нашей готовности к ней. Так что очевидно, что даже если бы наш праотец Яаков раскрыл своим сыновьям тайну Геулы, он сказал бы это такими неясными словами, которые можно было бы объяснить разными периодами, в зависимости от наших заслуг. Как сказали наши мудрецы, что если бы поколение удостоилось – Моше рабейну мог бы быть царем Машиахом, и царь Шломо, и царь Хизкияу, и другие.

Поэтому когда Царь всех царей показался Яакову, тот понял, что вместо того, чтобы раскрывать секреты Царя, лучше сказать сыновьям, чтобы они были достойны Геулы, и тогда она придет вскорости. Поэтому он и начал с упреков, чтобы помочь своим детям исправить их душевные качества: поспешность Реувена, гнев Шимона и Леви и т.п. И больше всего он хвалил Йеуду, который встал и признался (в истории с Тамар – прим. пер.), а в заслугу тшувы можно удостоиться Геулы. Первый фактор – время, благоприятное для Геулы – это дело Всевышнего. А исправление душевных качеств и тшува – это дело наше!

Это – общее правило. Но известно, что так же, как есть общее Избавление, так есть и личное, для каждого человека, в каждом его личном деле. Как говорится в Теилим (69): «Приблизь к моей душе избавление». А в книге «Дварим» (28:2) сказано об этом: «Придут к тебе все эти благословения и настигнут тебя, ведь ты будешь слушать голоса Г-спода, Б-га твоего». Что значит «и настигнут тебя»? Свыше посылают благословения, изливают полную чашу благ. Но «я совершал плохие деяния, и тем самым ухудшил свое пропитание» (Кидушин, 82а). Мы просто убегаем от этих благ, отдаляемся от них быстрым темпом. Как сказано: «Не пожелал благословения – и оно удалилось от него». А Творец, благословен Он, просит: пожалуйста, не убегай так быстро, дай благословениям догнать тебя! Не катись вниз быстрее, чем они спускаются сюда!

И тогда «придут к тебе все эти благословения и настигнут тебя» – наоборот, поднимись, стань выше, выйди к ним навстречу!

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90140