Ваякель — «Вожди колен принесли»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

422

Недельная глава Ваякель

«Вожди колен принесли ониксы и вставные камни для эфода и нагрудника» (Шмот, 35:27).

Спрашивает Раши: почему при установлении жертвенника вожди первыми принесли дары, а при установлении Мишкана – нет? Дело в том, что они сказали: пусть народ принесет, сколько принесет, а мы дополним все, чего не хватит. Но народ принес все, было нужно, и даже более, как сказано: «Собранного было достаточно…» Сказали вожди: «Что же нам делать?» И принесли ониксы. Поэтому позднее, когда нужно было собирать для жертвенника, они принесли первыми. А поскольку вначале они поленились, в Торе их название «вожди» (נשיא) написано без буквы йуд.

Пишет «Ктав Софер», что следует оправдывать этих праведников: они пожелали принести дар последними, поскольку заповедь считается выполненной тем, кто завершил ее, ведь без завершения заповеди и начало бесполезно. Поэтому-то они и хотели подождать, пока народ принесет, сколько сможет, а они принесут все остальное, и заповедь будет названа по их именам, т.е. они сделают главное – завершат ее выполнение. Так что их намерение было во имя Небес.

Тем не менее, они все равно поступили неправильно, ведь известен вывод «Мишне ле-Мелех» (законы Мегилы, гл. 1, алаха 11) и «Хахам Цви» (ответ п. 106), что лучше поспешить выполнить заповедь, чем выполнить ее наилучшим образом, как сказано: «Проворные спешат выполнить заповеди» (Псахим, 4а). Так что вождям предпочтительнее было стать «проворными, спешащими выполнить заповедь», чем завершить заповедь, что считается наилучшим ее выполнением.

Почему важно выполнить заповедь как можно скорее? Сказано в «Пиркей Авот» (гл. 2, м.14): «Не говори: “когда освобожусь – буду учиться”, ведь может быть, что не освободишься». Общее правило таково: не упускают выполнение заповеди, ведь возможно потом не сможешь ее выполнить. Так получилось и с вождями колен, которым не осталось возможности принести ничего, кроме ониксов. Да и те не были из их личного имущества, а спустились им с Неба вместе с маном. Так что из своего они не отдали ничего.

Так учит нас и книга «Месилат Йешарим» (гл. 7): человеку не следует упускать заповедь. Как только приходит время ее выполнения, или когда появляется возможность выполнить какую-то заповедь или сделать доброе дело, или как только ему приходит в голову хорошая мысль – пусть человек постарается как можно скорее ухватиться за нее и выполнить, и не дать времени пройти, потому что это – самая большая опасность. Ведь каждое мгновение может появиться какое-то новое препятствие для хорошего дела.

Об этом автор «Диврей Хаим» приводит притчу: жила-была одна деревенская женщина, детей у нее было много, а пропитания – мало. Постоянно ходили дети голодные. Подняла она глаза к Небу: «Г-споди, посмотри, как мне тяжело. Пошли еду для детей!»

И действительно — услышал Всевышний ее молитву: она нашла яйцо. Теплое, свежеснесенное. Обрадовалась мать, позвала детей: «Глядите, детки, я нашла яйцо!»

Как они обрадовались! Сколько каждый получит от этого яйца – крохи. Но неважно! Все равно радость. «Подождите, дети, давайте будем умными! Не будем есть это яйцо. Попросим соседа, чтобы положил яйцо под курицу. Она его высидит, вылупится цыпленок. Его тоже кушать не будем. Подождем, пока вырастет и станет большой курицей…»

«Ура! – закричали дети, — и тогда сварим из нее суп!»

«Нет, дети, подождите! Курица снесет яйца, высидит, и будут еще цыплята! Они вырастут, снесут еще яиц, вырастут еще курицы, мы их все продадим и купим телицу. Она вырастет, станет большой коровой, и будет давать нам молоко, и родит еще коров, пока у нас не наберется целое стадо! Тогда мы часть стада продадим, купим дом с полем, будем пахать на коровах и сеять, и так будем обеспечены на многие годы!»

Дети слушали с горящими глазами, а мать, демонстрируя яйцо, все продолжала описывать их будущее богатство. Пока яйцо не упало на пол!

Вся мечта разбилась на кусочки…

И чтобы не было недопонимания – это не значит, что идея была неправильной. Конечно, стоило положить яйцо под соседскую курицу. Речь тут только об одном: не погружаться в мечты, не играться с яйцом. Встань и сделай что-нибудь. Хочешь – положи под курицу, хочешь – пожарь яичницу, но используй настоящее, вместо того, чтобы мечтать о будущем!

В трактате Гитин (68б) приводится история: Тора запретила строить жертвенник посредством железных инструментов. Царь Шломо принял решение, что весь Бейт-Микдаш будет построен без применения железа. Для этого ему нужен был специальный червь Шамир, о котором было известно, что он может рассекать камни. Ему сообщили, что царь чертей знает, где этот червь находится, и царь Шломо послал Бенаяу бен Йеояда принести его. По пути царь чертей увидел человека, который объявил себя провидцем, который знает скрытое и может предсказать будущее, и люди стоят к нему в очереди. Он улыбнулся. Бенаяу спросил его, почему он улыбается. Он ответил: «Этот фокусник сидит на месте, где спрятан клад. Он не знает, что находится под ним, не видит это сокровище, так он может видеть будущее?»

Несомненно, эта история истинная, но зачем ее записали в Гемару на все поколения? Потому что в ней очень важный для нас урок! Ведь каждый из нас – как тот фокусник. Сидим на сокровище, а занимаемся предсказанием будущего, оторванного от реальности: каждый мечтает, что он будет делать в будущем. Как он выучится, получит важную должность, займет место на самое верхушке. Ну, может быть, может быть. Но что тебе мечтать впустую, ты сидишь на сокровище – настоящем. Его ты открыл? Его ты используешь?

Встань, возьми в руки сокровище, на котором сидишь, используй это мгновение и этот час. Не откладывай на будущее, ведь, кто знает, что будет за поворотом!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87222