Ваякель- Пекудей — Зов по имени – призыв освятить Имя Небес!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

349
В свое время я слышал этот комментарий от рава Моше Файнштейна, и этот комментарий достоин его величия в Торе.

Сказано в нашей недельной главе: «Моше сказал сынам Израиля: “Смотрите, Г-сподь вызвал, назвав по имени, Бецалеля, сына Ури, внука Хура, из колена Йеуды”». «Смотрите» – что они видели, как видели? Что, услышали, как голос Свыше провозглашает имя Бецалеля? Ответ приходит далее: «И наполнил его духом Б-жьим, (дав ему) мудрость, разумение, знание и мастерство в любом деле», т.е. он обладает нужными талантами, «он владеет искусством работы по золоту, серебру и меди, (умеет) резать камни для вставки в оправу, а также вырезать по дереву для любой художественной работы. (Г-сподь) вложил в его сердце… и способность обучать других». Это – знак, что это предназначение Бецалеля. Как будто, на самом деле, голос Свыше произнес: «Бецалель избран строить Мишкан».

Ведь рав Исраэль Салантер объяснил нам важное правило: на Небесах не раздают подарки, на Небесах дают задачи! А также – инструменты, чтобы выполнить эти задачи. Гемара (Бава Батра, 110а) объясняет сказанное в Диврей а-Йамим: «Швуэль был ответственным за сокровищницу» – поскольку царь Давид увидел, что Швуэль обладает особой тягой к деньгам, назначил его ответственным за царскую сокровищницу, чтобы он направил свои качества характера в нужное, положительное русло.

Расскажу вам одну реальную историю.

В 1900 г. в Париже была проведена международная выставка. Мир праздновал вступление в 20 век. Достижения прогресса и развитие науки потрясали умы. Изобретатели со всех стран были приглашены продемонстрировать свои творения. Главного приза удостоился потрясающий шкаф. Он был прекрасен внешне – стенки и дверцы были украшены красивейшими картинами, вырезанными из дорогого дерева. Но более всего он поражал воображение своим внутренним содержанием. В нем было множество ящичков – как видимых, так и скрытых, были выдвижные полочки, и были такие, которые крутились вокруг своей оси. Шкаф вызвал всеобщее восхищение, а его счастливый создатель получил золотую медаль. Один богач из столичного города Вены заплатил за этот шкаф восемь тысяч золотых, поставил его в большой гостиной и хвалился им, показывая посетителям все его чудеса.

Как нередко бывает, через какое-то время богач разорился, и все его имущество было выставлено на продажу, для покрытия долгов. Шкаф тоже был продан, и продавцы – как и покупатель – не знал, и ценности шкаф скрывает в себе. Так что его продали за несколько десятков золотых. Со временем шкаф переходил из рук в руки, украшения попадали, одна ножка отломалась… В конечном итоге шкаф купил один кожевник, чтобы хранить в нем свои материалы и инструменты. Кожи он положил на полку за стеклянной витриной, предназначенную для золотых и серебряных изделий, ножницы и ножи – на полки, гвозди – в ящички, а воск и смолу – в драпированные бархатом отделения.

Прошло время. Однажды тот талантливый строитель шкафа решил посетить Вену. Он гулял по красивому городу, и – вот незадача, отклеилась подошва на ботинке. Он стал оглядываться, ища сапожника, и увидел вывеску кожевника, который занимался и починкой обуви. Он вошел в лавку, снял ботинок и попросил кожевника починить его. Тем временем, стал осматривать помещение, и вдруг его взгляд наткнулся на его чудесный шкаф – когда-то чудесный, если честно. Теперь он стоял в углу лавки, покосившись, поскольку одной ножки не хватало, от красивых украшений остались одни обломки, и весь он был грязным и исцарапанным.

Когда создатель шкафа увидел все это – упал в обморок. Испуганный кожевник поспешил позвать на помощь, и общими усилиями привели его в чувство. Когда он пришел в себя, стал рыдать и рвать на себе волосы: «Смотрите, что сделали с моим шкафом! Во что его превратили!» Потом встал и начал показывать им: смотрите, это должен был быть ящичек для серебра, тот – для золота, а этот – для драгоценностей. А этот потайной ящик – для важных документов. Он стал рассказывать присутствующим, как планировал и придумывал шкаф, как долго он трудился над каждой полочкой и каждым ящичком, как все восхищались им на выставке, и как продали его за восемь тысяч золотых… А теперь – как же ему не плакать, когда его замечательный шкаф превратился в склад для грязных кож и старой обуви, а в его изящных ящичках лежат гвозди и нитки?

Ну, а какой урок для нас из этой истории?

Всевышний создал человека мудро, по Своему образу и подобию, красивым, величественным и сияющим. Но еще более Он создал внутри человека – в его голове и разуме – отделения, полочки и тайные ящички: отделение мудрости, отделение разумения и отделение понимания (хохма, бина, даат), полку для памяти и полку для размышления и соображения, ящичек для качества скромности и для качества Б-гобоязненности, для стыдливости, для доброты и милосердия. Короче говоря – чудесный сосуд, сосуд, достойный содержать благословение.

Ну а мы? Что тут скажешь… Не зря в Тфила Зака (в Йом-Кипур) мы говорим: «Не только не освятил я органы своего тела, а еще и загрязнил их. Ты создал во мне мозг и сердце, обладающие способностью мыслить, чтобы думать хорошие мысли и размышлять о хорошем… и сердце, чтобы понимать Твои святые слова… а я загрязнил их дурными мыслями и размышлениями…» На полку смирения мы положили гордость, на полку Б-гобоязненности – упрямство и протест, на полку стыдливости – дерзость. Разумом пользовались для плохих вещей.

Поэтому мы предстаем перед Всевышним и говорим: мы были таким прекрасным, благословенным сосудом! А теперь «я перед Тобой, как сосуд, полный стыда и позора…»

Сказано в мидраше («Берешит Раба», 12:6), что с помощью сияния, которое создал Всевышний в первый день, Первый человек смотрел от одного конца мира до другого. Но Всевышний увидел, что злодеи будут пользоваться этим светом во зло, поэтому спрятал его. Как сказано: «Не дал злодеям их свет» (Иов, 38).

Человек может пользоваться самым чудесным, возвышенным инструментом, для самой низменной испорченной цели. Доказательство этому – тот, кто учит Тору, чтобы потом оспаривать слова (учителей и наставников) и оскорблять их, использует выученное против нее же!

Рав Хаим Шмулевич говорил: царь Давид удостоился помощи Свыше. Как сказано: «И был Давид разумен на всех путях своих, и Всевышний с ним» (Шмуэль 1, 18:15). Мудрецы комментируют: «Всевышний с ним» – что во всех сомнительных случаях алаха устанавливалась по мнению Давида. Об Ишмаэле, том необузданном человеке, «чьи руки везде, и руки всех – на нем», тоже сказано: «Всевышний был с юношей, и он вырос», то есть он тоже удостоился помощи Свыше. Но на что он ее использовал? «Жил в пустыне, и занимался стрельбой из лука» (Берешит, 21:20). Любую цель поражал точно, без малейшего промаха. Ах, какое счастье!

Железо создано, чтобы сокращать жизнь человека (см. Раши к Шмот, 20:22), но в будущем «перекуют свои мечи на серпы, и копья – на пилы» (Йешаяу, 2:4). Поскольку железо – это всего лишь инструмент, и человек выбирает, как им пользоваться.

В книге «Биньян Шломо» рассказывает рав Меир Йеуда Лейб, главный раввин г. Турка, что однажды он шел по лесной тропинке вместе с великим раби Шломо из Садигуры, и вдруг упавший ствол дерева преградил им путь. Рав коснулся его кончиком ботинка и спросил: «Это дерево – хорошее или плохое?» Рав из Турка не ответил, а раби Шломо сказал: «Если сюда придет столяр-еврей, и возьмет его, чтобы вырезать из него деревянные ручки для свитка Торы – оно будет замечательным предметом, служащим для святого. А если придет столяр-идолопоклонник, и возьмет дерево, чтобы вырезать из него идола – оно будет отвратительным и полным духовной скверны (тума)».

И так – в любой вещи. Пища – это хорошо или плохо?

Если благословляют на нее, как следует, и едят, чтобы прибавить сил для служения Всевышнему, как велит «Шульхан Арух» («Орах Хаим», 231), не говоря уже о более возвышенных намерениях, пища служит для выполнения заповеди. А если ее едят без благословений, и ради удовлетворения своей страсти – она наполняет человека духовной скверной.

Так и со всеми возможностями, представляющимися нам в жизни, с силами и талантами, данными нам Свыше, всеми инструментами, и помощью Свыше, сопровождающей нас. Нас зовут по имени, призывая суметь использовать все это достойным образом, во славу Небес!


http://www.beerot.ru/?p=88828