Ваигаш — Ради народа Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1129

Недельная глава Ваигаш

«А народ (Йосеф) расселил по городам, от одного конца Египта до другого» (Берешит, 47:21).

Пишет Раши, что Тора здесь восхваляет Йосефа, который хотел снять позор со своих братьев – чтобы их не называли беженцами. Возникает вопрос: ради того, чтобы снять неловкость с семидесяти человек, переселяют десятки тысяч – от одной границы Египта до другой? Конечно, это не вопрос. Ведь сказано: «Вначале (бе-решит) сотворил Б-г небо и землю». Комментирует Раши: ради Израиля, который называется решит, и «все ради народа Израиля» (Йевамот, 63).

А в трактате Брахот сказано, что весь мир сотворен только лишь ради праведника.

Пишет Рамбам, что вполне возможна такая ситуация: какому-то великому царю взбрело в голову построить столицу посреди пустыни. Десятки тысяч строителей караванами приносили туда строительные материалы, работали, построили замечательный город. Но глупость осталась глупостью, никто не захотел там жить, город забросили, и он постепенно разрушился. Остался лишь кусок городской стены, в память о сумасшедшем царе. Прошло много лет, по дороге идет праведник, солнце печет ему голову, и он хочет хоть немного посидеть в тени. И вдруг – видит этот кусок стены. Садится в тени его, отдыхает, приходит в себя и идет дальше.

Так вот: ради этого отдыха и был в свое время построен весь город!

Вспомним и сказанное в Гемаре (Авода Зара, 40) — там обсуждается, подмешивают ли неевреи вино из винограда в яблочное вино, и следует ли его тоже запретить к употреблению, или нет. И рассказывают: однажды у Раби (раби Йеуда а-Наси) возникли проблемы с желудком. Он спросил: «Знает ли кто-нибудь, запрещено ли яблочное вино неевреев, или разрешено?» Ответил ему раби Ишмаэль от имени раби Йоси: «Однажды у моего отца заболел желудок, ему принести яблочное вино семидесятилетней давности, сделанное неевреями, он выпил и выздоровел». Стали искать и нашли одного человека, у которого хранилось триста гарбей (бочонков) яблочного вина.

Раби выпил и выздоровел. И сказал: «Благословен Тот, Кто отдал Свой мир стражникам!»

А теперь давайте посчитаем. Один герев вина содержит сеа жидкости. Сеа – это около шестнадцати литров. Получается, триста гарбей вина – это примерно пять тысяч литров. Двадцать пять тысяч стаканов. А сколько стаканов нужно больному, чтобы вылечить желудок? Три, пять? Ну – десять?

Когда-то, семьдесят лет назад, человек купил сотни, а может, и тысячи ящиков яблок. Сделал из них тысячи литров наливки, разлил по сотням бочек. Они заполнили весь подвал, но он их не продает. Путь лежит.

Пришло его время проститься с этим миром, он позвал своего сына и передал ему все имущество. Поля, сады и виноградники. Но вот в подвале лежат триста бочек яблочного вина, их не трогай.

Сын прожил жизнь, приумножил имущество, пришло и его время. Позвал своего сына, передал ему все добро и приказал: а вот бочки в подвале – храни и не продавай.

Почему?

Потому, что в будущем у раби Йеуды а-Наси заболит живот, и ему понадобятся несколько стаканов!

«Благословен Тот, Кто отдал Свой мир стражникам!»

Мне вспоминается история по этому поводу. Мы тогда находились в лагере беженцев в Германии. Рав Шмуэль Роз неожиданно принес драгоценность: один том Гемары. В нем были два трактата: Недарим и Кидушин. Какая жажда была, как все набросились на этот том! Выбора не было – сняли обложку и разделили его на страницы. Каждый получил одну страницу, и стал вдохновенно учить ее. Потом страницами менялись. С каким пылом выясняли, у кого находится предыдущая страница, у кого – следующая, и можно ли только взглянуть одним глазом, понять, как начинается тема, и где она заканчивается…

А откуда рав Роз добыл этот том? Недалеко от лагеря был расположен военный госпиталь, и тех, кто заболевал, отправляли туда. Этот госпиталь находился в здании бывшего монастыря. В том же здании находилось немецкое издательство. Однажды владелец издательства пришел в больницу и рассказал, что в подвалах монастыря хранятся большие тома еврейских святых книг. Своими глазами видел! А теперь, когда здесь находятся евреи, пережившие войну, может быть, они захотят посмотреть эти книги. «Покажи нам», — попросили они. Он пошел и вернулся с одной книгой – том Талмуда. Трактаты Недарим и Кидушин.

Сразу же организовался урок по Гемаре, оживляющий души. Участвовали в нем рав Роз, рав Шмуэль Аба Сениег, тоже ученик Слободки, и другие.

Однако, будучи учениками Слободки, они понимали, что нельзя держать такое добро при себе. Рав Роз вернулся в лагерь и удостоил сто семьдесят евреев учебой Гемары.

Но на этом не остановились. Спросили владельца издательства, может ли он сфотографировать страницы и распечатать этот том. Тот спросил, сколько экземпляров нужно. Решили не экономить: десять тысяч экземпляров каждого трактата. Он сделал расчет и сказал, что печать будет стоить десять тысяч марок.

Откуда обездоленные нищие беженцы могут достать такую сумму?

Провидение Свыше послало нам рава Шмуэля Шмидта, посланника американского «Комитета спасения». Он подсчитал, что это всего лишь триста долларов, и достал эту сумму из фондов «Комитета спасения». Нашелся художник, один из жителей лагеря, который нарисовал титульный лист: столбы забора с колючей проволокой, и дымящие трубы газовых печей. А сверху написал вечный стих из Теилим: «Чуть не уничтожили меня на земле, а я не оставил Твоих предписаний». Собрали все разрозненные страницы и напечатали. Потом постепенно обнаруживали еще и еще трактаты, и в итоге напечатали весь Талмуд, а «Джойнт» помог разослать его по всем лагерям.

Когда и как оказался тот том в подвале заброшенного немецкого монастыря? Как владелец издательства, немец, попал в тот подвал и увидел трактат, и рассказал евреям, которые были в больнице? Как они начали обсуждать печать трактата, и «случайно» в лагерь приехал посланник «Комитета спасения»?

На все – один ответ: «Благословен Тот, Кто отдал Свой мир стражникам!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=58552