Ваэра — Урок египетских казней

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1540
землетрясения

Недельная глава Ваэра

Каков главный урок, который мы должны выучить из истории выхода из Египта?

Что Всевышний совершает чудеса, что природа в Его руках – как глина в руках гончара, и нельзя противиться Ему. Конечно, все это верно. Но самый главный урок в том, что ничего нельзя воспринимать как незыблемое.

Когда фараон смотрел из окна своего дворца в преддверии казней, что он видел? Мир идет своим чередом. Вода – как вода, лягушки – в реке, вши – на головах оборванцев на окраине города, дикие звери – в лесах. И вдруг, как в невероятной карусели, все начинает меняться: ситуация, количества, место — все не так, как было раньше!

Конечно же, есть здесь тайны Торы, но давайте выучим одну барайту: она написана в Гемаре, не в книге «Зоар». Чтобы мы знали, что есть урок и в простом понимании вещей.

Говорит раби Йоси: горе людям, которые видят и не понимают, что они видят; стоят и не знают, на чем стоят. На чем стоит земля? На столбах. Как сказано (Иов, 9): «Сталкивает землю с места ее, и столпы ее сотрясутся».

Столбы – на воде, как сказано (Теилим, 136): «Расстилающий землю над водами».

Вода – на горах, как сказано (Теилим, 104): «На горах будут стоять воды».

Горы – на ветре, как сказано (Амос, 4): «Тот, Кто формирует горы и творит ветер».

Ветер – на урагане, как сказано (Теилим, 148): «Ураганный ветер, выполняющий Его слово».

А ураган зависит от руки Всевышнего, как сказано (Дварим, 33): «Под Его руками мир».

Здесь заканчиваются слова Гемары, и они непонятны. Что значит «горе людям, которые стоят и не знают, на чем стоят»? Зачем человеку знать, каков состав скал у него под ногами, их слоев, какова температура лавы, находящейся в сердцевине земного шара?

Да и теперь, когда мы знаем слова барайты, разве мы стали умнее? Да и вообще – «столбы стоят на воде», как такое может быть? Разве может что-либо стоять на воде? «Вода – на горах», как вода может стоять на горах, она ведь прольется вниз! «А горы стоят на ветре» – это вообще можно понять? «А ветер – на урагане». Что-то устойчивое может стоять на урагане?! И ответ всему этому: «Ураган зависит от руки Всевышнего». Теперь все ясно!

Творец, благословен Он, устанавливает все: столбы – на воде, воду – на горах, горы – на ветре, а ветер – на урагане!

Но как только «Всевышний наклонит руку Свою», то «споткнется спешащий на помощь, и упадет ожидающий помощи, с обоими разом будет покончено» (Йешаяу, 31). Не нужно никого наказывать и уничтожать. Достаточно того, что Он подвинет руку, перестанет поддерживать, не дай Б-г, и все рухнет само собой!

Я помню, как-то ездил по Америке собирать деньги на учреждения Торы. Пришел к одному еврею. Еще с улицы я увидел, что он сидит в столовой дома. Но когда постучал, его дочка открыла дверь: «Папы нет».

Я поднял голос: «Биньямин, Биньямин, если сейчас, когда ты здесь, тебя нет, то, когда тебя не будет, где ты будешь?»

Он тут же вышел ко мне, и даже дал щедрое пожертвование. Но в конце попросил объяснения. Что я имел в виду, сказав: «Если, когда ты здесь, тебя нет, то, когда тебя не будет, где ты будешь?». Слова глубокие и задевающие, но непонятные…

Я ответил: «Да очень просто. Человек считает, что то, что у него есть – оно есть. Конечно, не дай Б-г, может наступить момент, когда он потеряет деньги или деньги потеряют его. Но сейчас – это в его распоряжении. И он не понимает, что “когда он здесь – его нет”. Ничто не его, все — во власти Творца!»

Вспомним сказанное в Гемаре: «Сказал раби Элиезер а-Гадоль: тот, у кого есть хлеб в корзине, и он волнуется, что будет есть завтра, – слаб в вере».

Обычно это понимают так, что ему следовало бы полагаться на Всевышнего, что Тот даст ему пропитание и завтра, ведь «Тот, Кто создал день, создал и пропитание для этого дня». А я говорю – он слаб в вере потому, что ему кажется, что на сегодня хлеб у него есть! Ведь все в руках Творца, и Он может отнять у тебя еду – или отнять тебя от еды.

Это и есть главный урок египетских казней!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=59718