Кдошим — «Не проклинай глухого» — Запрет на гнев

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1359
последствия гнева в гневе

Недельная глава Кдошим

В «Законах о тшуве» (гл. 7, алаха 3) Рамбам перечисляет дурные качества характера, за которые нужно раскаиваться и которые нужно исправить.

На первом месте там стоит гнев.

Рамбам называет его «грехом». Нужно понять: конечно, «гнев – это очень дурное качество, и человеку стоит отдаляться от него до самого противоположного конца, и пусть приучит себя не гневаться даже на то, на что следовало бы гневаться» (Рамбам, «Илхот Деот», гл. 2, алаха 3). Однако где мы находим, что это грех? Что, Тора запрещает гнев?

Согласно подходу Рамбама («Книга заповедей», запрет 317), об этом говорит запрет «не проклинай глухого». Почему Тора запрещает его проклинать? он ведь не слышит, так что не обидится, его это не заденет! Но в этом-то и суть: зачем человек будет проклинать его? Чтобы утишить свой гнев, успокоить свою ярость. Это Тора и говорит нам: нельзя «включать» чувство гнева.

Вот нам и запрет — запрет Торы.

Сказано в трактате Шаббат (105б), что тот, кто гневается, как будто поклоняется идолам. Получается, что как за идолопоклонство полагается смертная казнь, так и за то, что «включают» гнев, полагается смертная казнь! Скажете – ну, это уже преувеличение. Вовсе нет. Все очень просто.

Откуда я это знаю? Это прямо сказано в Торе (Шмот, 21:20-21): «Если человек ударит своего раба или рабыню палкой, и тот умрет на месте – (за умершего) следует отомстить (убить его мечом по решению суда – Раши). Но если он проживет еще день или два, то мстить не следует, потому что этот (раб) – его собственность».

Возникает вопрос: если этого раба ударил другой человек, и в результате побоев тот умер через несколько дней, ударивший обязан понести наказание смертью (Раши, там же). А его господин — освобожден от наказания, «ведь это его собственность». Так пусть бы освободили его от наказания и тогда, когда раб умирает сразу же!

Написано в книге «Хинух» (заповедь 50): «Один из корней этой заповеди – что Б-г пожелал искоренить из Его святого народа злое сердце и жестокость. Поэтому Тора приказывает, что тот, кого одолеет такой великий гнев, что он изобьет до смерти своего раба, который находится у него дома и некому защитить его, должен умереть. Несмотря на то, что этот раб – его имущество, и если он умирает, хозяин теряет свои деньги, все равно он (хозяин) должен быть казнен, поскольку дал своему гневу настолько овладеть его душой. Это правильный и достойный закон, и законы Всевышнего – истинны и справедливы».

Так что мы находим смертную казнь за гнев!

Еще одна параллель между гневом и идолопоклонством состоит в том, что согрешивший в этом считается нарушившим всю Тору. Рав Хаим Виталь («Врата святости», гл. 8, врата 2) пишет, что разумная душа действует посредством качеств характера, и в их силах подстегнуть ее выполнять заповеди или, наоборот, не дать ей выполнять их. «Поэтому дурные качества намного тяжелее, чем сами грехи. Тем самым можно понять, что имели в виду наши мудрецы, сказав (Шаббат, 105б): каждый, кто гневается, как будто поклоняется идолам, что равняется нарушению всех 613 заповедей. Нужно это хорошо понять, ведь поскольку они – основа и фундамент всего, они даже не включаются в число 613 заповедей!».

В трактате Недарим (22б) сказано, что тот, кто гневается, не считается даже со Шехиной, и у него наверняка больше грехов, чем заповедей. А пророк Элияу сказал раву Йеуде: «Не напивайся, и не согрешишь, не гневайся, и не согрешишь» (Брахот, 29б), ведь в гневе, как и в состоянии опьянения, у человека совершенно отказывают тормоза, и он способен на что угодно.

Также говорится в трактате Недарим: «Каждый, кто гневается, — все виды Геинома властвуют над ним». Комментирует а-Меири: «Поскольку гнев — это дверь и корень для всех грехов в мире, получается, что по причине гнева человеку уготованы все виды наказаний!»

Когда великий рав Исраэль Салантер находился в Берлине, его учеником стал рав Нафтали Аарман, один из учеников автора «Арух ла-Нер» и будущий раввин Либека. Однажды он навестил рава Исраэля там, где тот проживал, и обнаружил, что рав очень взбудоражен и взволнован. Он спросил, что случилось, и рав Исраэль рассказал, что его посетили два еврея из Ковно, где он основал свой бейт мидраш, из которого выросли величайшие лидеры движения мусар, ставшие светочами своего поколения и последующих. Рав Исраэль установил определенный режим учебы в бейт мидраше, а теперь, в его отсутствие, под давлением противников движения собираются внести изменения в распорядки учебы.

«Что же можно сделать?» – спросил встревоженный рав Нафтали.

«За это я не беспокоюсь, — ответил рав Исраэль, — Я пошлю телеграмму свои ученикам и дам им указание, на чем настаивать, а в чем можно уступить, и все устроится наилучшим образом!»

Удивился рав Нафтали: «Так почему вы настолько взволнованы, рав?»

«Потому, — ответил рав Исраэль, — что, когда они рассказали это, я рассердился! Какое узколобие, какое невежество! Как люди не понимают, что движение мусар, кроме того, что необходимо само по себе, это просто требование времени, спасение поколения!»

У рава Нафтали потемнело в глаза: «И вы сказали это гостям?!» Не дай Б-г, разболтают, что рав Исраэль осуждает противников мусара, и костер разгорится еще больше!

«Б-же упаси! – ответил рав Исраэль, — Они ничего не почувствовали, я им и ни слова не сказал!»

Рав Нафтали успокоился: «Если так, то, что случилось? Они правильно сделали, что рассказали вам, телеграмма будет отправлена, и все будет в порядке. Отчего же вы так расстроены?»

«Как ты не понимаешь! – удивился рав Исраэль, — Ведь наши мудрецы говорят, что каждый, кто гневается, как будто поклоняется идолам. А я разгневался!»

Если бы он по ошибке нарушил запрет идолопоклонства, разве не устрашился бы и не расстроился? Конечно, рав сразу же подавил это чувство, и оно не принесло никаких отрицательных результатов. Но ведь и проклинать глухого не задевает никого, и все-таки это запрет Торы!

Почему? Потому, что если человек проникнут сознанием, что Всевышний совершает и будет совершать все деяния, и каждый, кто выполняет заповедь, получит награду, а тот, кто грешит – получит наказание, то зачем вообще злиться?

Поэтому-то, объясняет автор «Тании» («Игерет а-Кодеш», 25), и сказано, что тот, кто гневается, как будто поклоняется идолам: ведь он считает, что есть какая-то другая, кроме Всевышнего, сила в мире, которая может причинить ему зло или добро. Получается, что гнев очень плох сам по себе, а не только из-за его разрушительных результатов!

[Наш учитель рав Ицхак Зильбер давал совет, как подавить в себе гнев. Нужно напомнить себе, что помимо меня и того, на кого я гневаюсь, есть еще третий — Всевышний, Который постоянно наблюдает и управляет всем.]

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=64385