Мишпатим — Сила общественной молитвы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

814
общественной молитвы

Недельная глава Мишпатим

«Служите Г-споду, Б-гу вашему, и благословит Он твой хлеб и твою воду, и изгонит болезнь из среды твоей» (Шмот, 23:25).

Как-то раз, когда я был в Мексике, меня попросили дать уроке о важности молитвы в общине, в синагоге. Многие спешат по своим делам, молятся утром дома, на бегу, а вечером – в полусонном состоянии. И не помнят сказанное в трактате Брахот (21б), что разница между тем, кто молился в одиночестве и тем, кто молился в общине – как разница между тем, кто молился, и тем, кто не молился вовсе!

Я начал с одной истории. В польских местечках были одноэтажные дома. В первой комнате обычно был магазин, а во внутренних комнатах жили. Муж с женой были заняты в магазине, а служанка смотрела за маленькими детьми.

Однажды хозяйка дома слышит, как малыш плачет и не успокаивается. Но ведь служанка с ним! Плач все усиливается, и материнское сердце не выдерживает: что такое, почему он так сильно плачет, что ему мешает? Служанка добрая и верная, наверняка покормила младенца и переодела, почему он продолжает плакать? «Я пойду, посмотрю, что там происходит», — говорит она мужу и спешит в дом. Видит, что измученная служанка качает малыша – тоже не знает, почему он плачет. Мать берет малыша на руки, и вдруг… обнаруживает, что он завернут в талит отца, и перевязан ремешками тфиллин!

«Что это такое?» – не понимает она.

Несчастная служанка объясняет: «Он все плакал и плакал, ничего не помогало. И тут я вспомнила, что хозяин надевает утром эти ремешки и эту простыню, садится в кресло – и сразу же засыпает! Я подумала, может и малышу это поможет…»

Все посмеялись, а потом кто-то возразил: «Но ведь и когда молятся общественной молитвой, часто тоже мысли бродят неизвестно где…»

«Во-первых, — ответил я, — человек не может знать, что в сердце его товарища. Я знаю, как я сам молюсь, но не могу знать, как молятся другие, ведь молитва – это “служение сердца” (Таанит, 2б). И приводится пример – если у человека есть полустертая монета, и он захочет на нее что-то купить – ее не примут, но если приносят мешок монет, то и эту примут вместе со всеми. Или как растение левона – у нее плохой запах, но она соединяется вместе с остальными благовониями воскурения.

И даже более того!

Предположим, что, действительно, в общественной молитве все молились без душевного настроя.

Пишет рав Хаим из Воложина («Руах Хаим», на трактат Авот, гл. 2, м. 13): сказано в Мишне «не будь злодеем перед самим собой»: имеется в виду – не молись в одиночестве, «перед самим собой», ведь тогда, возможно, будешь назван «злодеем», не дай Б-г. Ведь когда молишься в одиночестве, нужно молиться с особым душевным настроем, в страхе и трепете, самоотверженно, а в противном случае молитва не принимается. Когда же человек молится вместе с другими, даже если молился с недостаточным душевным настроем, его молитва не противна Всевышнему. Сказано в Теилим (102:18): «Внял Он молитве опустошенного – и не презрел их молитвы». Говорит об этом святая книга «Зоар», что «опустошенный» – имеется в виду одиночка, т. е. когда речь идет о молитве одиночки, на нее смотрят во всех деталях, и останавливают в каждом из миров, проверяя, достойна ли она подняться к Всевышнему. Однако «не презрел их молитвы» – общественной молитвы. Она поднимается в заслугу общины, и не противна Всевышнему.

Знаете, в наше время очень опасно переходить дорогу. Столько есть частных машин, да и среди них – разные виды. Рассказывают, что есть некоторые, которые стоят в десять и больше раз, чем другие. В чем различие? Прежде всего – в силе мотора. А также — с какой скоростью машина может ехать, как она везет своего владельца, как проезжает по плохой дороге. Только богачи могут приобрести роскошную машину.

Ну а личный самолет есть лишь у миллионеров.

А я что? Я еду себе в общественном транспорте, у меня нет возможности приобрести машину и содержать ее. Кто уж говорит о личном самолете. Если мне нужно куда-то попасть – я сажусь в автобус или покупаю билет на самолет.

Это мы и говорим в молитве «Нишмат Коль Хай»: «Уста непорочных превознесут Тебя, и речи праведных – благословят Тебя». Замечателен удел непорочных и праведных. Они – богачи, могут прославлять и благословлять в одиночку, как водитель роскошной машины. «Язык благочестивых провозгласит святость Твою» – как частный самолет.

Но мне нужен общественный транспорт: «И в многолюдных собраниях народа Твоего, дома Израиля, прославляемо будет песнями Имя Твое…» – вместе с ними поднимется и моя молитва!

Об этом и сказано: «Служите Г-споду, Б-гу вашему, и благословит Он твой хлеб и твою воду, и изгонит болезнь из среды твоей». Начало – во множественном числе, а конец – в единственном, поскольку у каждого своя просьба. Один просит, чтобы ему открыли врата заработка, другой – врата исцеления. Одному нужен мир в семье, а другому – чтобы дети доставляли радость. И каждый сможет, на самом деле, привести к тому, чтобы ему открыли врата успеха. Когда? Когда «служите Г-споду» – все вместе, служением сердца, а именно – молитвой!

 


http://www.beerot.ru/?p=85612