Мишпатим — Спор с начальником тюрьмы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

863
начальником тюрьмы

Недельная глава Мишпатим

Человек шел по дороге. Захотелось ему есть, он достал из котомки персик, съел, а косточку бросил. Через три года прошел по той же дороге – а там уже замечательное персиковое дерево, стоит и благоухает. Выросло из той косточки. Прошли еще годы – и на том месте уже персиковый сад.

Духовные дела, как известно, подобны материальным. Человек что-то рассказывает, говорит какую-то идею, и даже представить себе не может, какие плоды из этого вырастут! И какие плоды принесут эти плоды…

У меня была такая история.

Как-то раз пригласили меня прочесть лекцию в тюрьме в Рамле. Предупредили, чтобы обязательно взял с собой паспорт, иначе не смогу выйти. Выяснилось, что и войти туда непросто. Проверяли, расспрашивали, выясняли… Наконец сообщили: могу войти. Нужно пройти во двор в конце коридора, и зайти в первый домик справа.

Я говорю: «Вначале я хотел бы поговорить с начальником тюрьмы».

Ему позвонили, спросили. Говорят: «Он сейчас занят».

«Я тоже занят, — говорю, — мое время не менее дорого, чем его. Можно уйти отсюда?»

«Подождите минуту». Звонят снова. «Он спрашивает: по какому поводу?».

«По поводу лекции, которую я должен прочесть перед заключенными». А по какому еще поводу мне с ним разговаривать, интересно?

Наконец он согласился. Проводили меня в его кабинет. «Что вы хотели выяснить, рав?» – спрашивает он.

«Представьте себе, вызывают врача на дом. Он приходит, а ему говорят: “Выпиши рецепт”. Конечно, он будет в недоумении: что значит – рецепт? Где больной, на что он жалуется, в чем проблема? Или останавливают такси, садятся поудобнее и говорят: “Поезжай!” Куда ехать? Какой адрес? Так и вы: пригласили лектора, раввина, чтобы он дал урок. Скажите мне, чего вы желаете достичь этой лекцией, какую пользу из нее извлечь?  Каковы ваши ожидания? Тогда я буду знать, о чем говорить».

Это для него было новостью. Он даже удивился. Подумал немного, и говорил: «Честно говоря, ничего я не ожидаю».

Теперь уже я удивился: «Что вы имеете в виду? Зачем тогда вы напрасно меня пригласили?»

Начальник тюрьмы стал объяснять: «Смотрите, речь идет о преступниках, отбывающих свой срок. Таким образом они выплачивают свой долг перед обществом. Они здесь в тюрьме не становятся лучше, не реабилитируются, а скорее, наоборот. Когда они выйдут из тюрьмы – большинство вернется на преступный путь. Но пока они здесь, и мы должны заботиться, чтобы у них были какие-то развлечения, какое-то времяпровождение. Кто-то высказал идею пригласить вас. Мы слышали, что ваши лекции полны юмора…»

Ну, как говорится, доброе имя далеко идет. А дурное имя – еще дальше…

Я ему говорю: «Поймите, в своих выступлениях я высказываю идеи, я требую от людей измениться, стать лучше. Чтобы это было легче воспринимать – я приправляю лекции шутками и историями.  А вы превращаете второстепенное в главное: никаких идей у вас нет, вы желаете только, чтобы они посмеялись… Ладно, я сам подумаю, что можно им сказать…»

Он встал меня проводить. Говорит: «Я, между прочим, интересовался. В иудаизме нет наказания в виде тюремного заключения. Только битье палками или смертная казнь». Мы продвинулись, отменили смертную казнь, отменили телесные наказания, и наши преступники «выплачивают долг перед обществом», сидя в тюрьме.

Я снова сел. Сказано ведь в Гемаре, что в том, что касается Торы – «Ответь глупцу по глупости его, чтобы он не казался себе мудрым».

«Если человек украл, его поймали, но украденное он вернуть уже не может, и заплатить тоже не может. Что с ним делают?» – спрашиваю.

«Сажают в тюрьму», — отвечает.

«Чем это поможет тому, у кого украли – он получит свои деньги назад?»

«Нет».

«А жена и дети вора, на что они будут жить, пока он будет сидеть в тюрьме?»

Пожал плечами. Юридической системе это безразлично.

«А сам вор – за то время, что сидит в тюрьме, раскается, решит больше не воровать?»

Тут начальник тюрьмы разразился громким смехом: «Куда там! Тюрьма – это ведь теплица для выращивания преступников. Он выйдет отсюда дипломированным вором. Здесь изучают все новые способы воровать, обучают особой ловкости рук…»

«А теперь я расскажу вам, какое наказание дает Тора. Вор обязан заплатить двойную стоимость украденного, а в некоторых случаях – и в четыре и пять раз больше, чтобы внедрить в сознание, что совершать преступление невыгодно. А если у него нет украденного – “его продают в рабы за его кражу”. А кто готов купить в рабы вора, позволить вору жить у него дома? Только тот, кто проникнут сильным желанием руководить, воспитывать, помочь человеку реабилитироваться. Такой человек платит за раба, и деньги получает тот, у кого украли. Кроме того, купивший раба обязан обеспечивать его жену и детей. В течение шести лет вор находится под опекой хозяина, и получает отношение, как к равному, и даже более того: если у хозяина есть только одна подушка, он обязан дать ее рабу! Если у него есть белый хлеб и черный (худшего качества), он обязан отдать белый хлеб рабу! Из-за такого отношения раб будет благодарен хозяину и сам пожелает слушаться его, будет заниматься физическим трудом, который поможет ему реабилитироваться, а после этого начнет новую жизнь, с твердым решением “никогда больше!”. Так Тора судит вора!

Вам дали в руки заключенных не для того, чтобы вы их развлекали, пока они не закончат свой срок и не вернутся к преступной жизни, а для того, чтобы вы помогли им реабилитироваться за время заключения! Поэтому я и приехал – помочь в этом!»

«Что ж, — сказал начальник тюрьмы, — пожалуй, я пойду тоже послушать вашу лекцию, посмотреть, как вы собираетесь их реабилитировать!»

В результате той встречи начальник тюрьмы создал тораническую систему реабилитации в тюрьме, в ее рамках начали регулярно проводить уроки и лекции по Торе. И кроме самого добра, что в учебе Торы, позднее выяснилось, что те, кто прошли этот вид реабилитации, не возвращаются к преступной жизни!

А ведь всего-то – десять минут разговора с начальником тюрьмы!


http://www.beerot.ru/?p=85609