Насо — Пусть возложат Мое Имя

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

396
благословение коэнов

В нашей главе коэнам заповедано благословлять народ Израиля тройным благословением: «Пусть благословит тебя Г-сподь и охранит тебя. Да озарит тебя Г-сподь, и окажет тебе милость. Да обратит к тебе Г-сподь Лик Свой и пошлет тебе мир».

А в конце сказано: «Пусть они возложат Мое Имя на народ Израиля, и Я благословлю их».

Пишет Хатам Софер: в этом благословении коэнов заложены абсолютно все блага этого мира. «Благословит тебя» – богатством, капиталом, который будет сохранен от любой напасти: «И охранит тебя». «Озарит тебя Г-сподь» – и твой успех не вызовет у других зависть и злобу, а «окажет тебе милость» – ты будешь приятен всем, и все будут радоваться твоему богатству и почету. А поскольку, как известно, «умножающий имущество – умножает тревоги», и «у кого есть сто – хочет двести», то ты получишь благословение «и пошлет тебе мир» – мир в тебе самом, совершенство, спокойствие, и удовлетворенность.

На первый взгляд – это просто вершина благословений, нет ничего выше его… Но на самом деле – это страшное проклятие, притворяющееся благословением!

Ведь тот, кто его удостоится – ему будет жизнь не мила. Ну, выспится, как следует, потом встанет, поест всяких роскошных яств, красиво оденется, потом снова поест, потом снова ляжет спать… А какой смысл в такой жизни, какая цель?

Когда эти благословения становятся истинными благословениями? Когда исполняется: «И возложат Мое Имя на сынов Израиля» – чтобы они постигали Тору и служение Творцу. Только тогда жизнь обладает целью и смыслом, и тогда человек постоянно духовно растет, ощущая удовлетворение и радость.

Именно об этом мы просим: «Да откроет Он наше сердце к Торе и вложит в наше сердце любовь к Нему и трепет перед Ним – чтобы мы не трудились впустую» в нашей жизни в этом мире. Ведь если в жизни нет духовного направления и содержания – она скучна и пуста. Получается, что если выполняется «и возложат Мое Имя на сынов Израиля», только тогда «Я благословлю их» – только тогда эти благословения на самом деле будут благословениями!

Объясним это. Первого человека, Адама, Всевышний поместил в Ган Эден, и «ангелы жарили ему мясо и процеживали вино» (Санедрин, 49б). Когда он согрешил, был изгнан из Ган Эдена. Ему был вынесен приговор: «В поте лица своего будешь есть хлеб», будет сажать пшеницу – а вырастут колючки, и сколько работ ему придется проделать, сколько усилий приложить, чтобы получить буханку хлеба!

Если все это – наказание за его грех, это наказание должно было бы продолжаться все время существования мира так же, как смерть, к которой приговорены все живое на земле. А мы обнаруживаем (см. Санедрин, 108а), что поколение Потопа жило во благе и изобилии, они жили мирно, приятно и спокойно. Мидраш говорит: «Почему они восстали против Творца? Потому, что один год сажали, и урожая хватало им на сорок лет». Как же так получается?

Ответ в том, что наказание за грех – это, действительно, только смерть. Как его и предупреждали: «В день, когда поешь (запретный плод) – смертью умрешь», т. е. станешь смертным (комментарий Рамбана). Сказано (Эрувин, 18б), что Адам был очень благочестивым человеком: когда он увидел, что из-за него в мир пришла смерть, он постился в течение ста тридцати лет. Только из-за этого наказания – смерти.

Однако, трудиться ради пропитания, и «в печали будешь есть (еду) все дни жизни своей» – это не наказание, а необходимое условие жизни человека в мире после греха.

Почему? Во время творения человека Всевышний сказал: «Сделаем человека» – во множественном числе. Кому он это сказал? Известны слова великого рава Эльханана Вассермана, в соответствии со приведенным в книге «Зоар», что Всевышний сказал это всему сотворенному, что все примут участие в создании человека: Всевышний даст ему высшую душу, частичку Б-жественного, и каждое животное тоже поделится с ним частью своих качеств.

Получается, что в человеке есть нечто и от силы льва, и от слабости овцы, от дерзости тигра и от вялости червяка. От предательства кошки и преданности собаки, от упрямства осла и подчинения быка, – все хорошие и плохие качества. Сердце человека – самый огромный «зоопарк» в мире. И вместе с ними – охранник зоопарка и дрессировщик животных, Б-жественная душа. Как охранник может выжить среди моря хищных животных? Есть две возможности, либо их сочетание: либо отвлечь животных, чтобы были постоянно заняты своими делами. Либо, если он обладает таким талантом дрессировщика, что подчинит их себе целиком и полностью.

Об этом и сказано в Мишне (Авот, гл. 2, м. 2): «Хорошо учить Тору и заниматься ремеслом, ведь труд над ними обоими отдаляет грех». Объясняется это так: учеба Торы увеличивает силу души, которая подчиняет себе стремления тела, а физический труд, с другой стороны, занимает телесные силы, чтобы они не тревожили человека вспышками своих желаний. Как сказал раби Йерухам Лейвович из ешивы «Мир», который близко знал великих людей в Торе, достигших возвышенных ступеней, о которых сказано «Будьте святы» – будьте отдалены от запретных связей и грехов. Он сказал, что самым отрешенным, отдаленным от всех грехов, какого он знал, был пекарь городка Мир. Вечером он замешивал тесто, всю ночь трудился, раскатывая тесто и выпекая хлеб, утром продавал его, а потом, еле разогнувшись, шел домой, перекусывал, ложился и спал. Никакая страсть в мире не могла его увлечь. Конечно, есть большое различие между трудом над Торой и занятием ремеслом. Ведь труд над Торой «Растит и возвышает человека над всеми творениями» (Авот, гл. 6, м. 1), а ремесло позволяет лишь «отвлечься». Поэтому-то мудрецы и пришли к выводу, что человек рожден не чтобы заниматься ремеслом, а чтобы заниматься Торой.

Теперь можно понять, почему, когда Первого человека Всевышний поселил в Ган-Эдене «обрабатывать и охранять землю» посредством Торы и заповедей, ему не пришлось трудиться. А когда он согрешил и был изгнан из Ган-Эдена, спустился со своей великой духовной ступени и близости к Творцу, и дурное начало вошло в него – ему пришлось исправлять свой грех физическим трудом.

Что же изменилось в поколении Потопа? Почему Всевышний так щедро одарил их всеми благами, и вместо того, чтобы сажали пшеницу, а вырастали колючки, они сажали пшеницу только раз в сорок лет? Ответ мы находим в мидраше («Шмот Раба», 30:13): Всевышний пожелал дать им Тору, принесение жертв и молитву. А они «Сказали Б-гу: “Отойди от нас, мы не желаем знать Твои пути (это Тора), кто такой Всевышний, чтобы мы стали служить Ему? (это жертвоприношения) Какую пользу мы получим, если станем умолять Его (это молитва)”». Поскольку Всевышний пожелал, чтобы они исправляли свой грех трудом над Торой, Он облегчил им физический труд. Отсюда мы можем понять, как велика важность труда. Так как они сказали «Отойди от нас, мы не желаем знать Твои пути», и отказались от Торы, а, с другой стороны, трудиться и расходовать свои силы им тоже не приходилось, — все «дикие звери» в их сердцах вышли на волю и пожрали своих хозяев, «и вся плоть искривила свой путь».

Еще одно поколение, которому не приходилось заниматься физическим трудом – это поколение пустыни. Однако они-таки приняли на себя Тору, как сказано в «Мехильте» (гл. Бешалах), что Тора была дана никому иному, как «тем, кто ели ман», а после них – «те, кто ели труму (приношение коэнам)». Ведь и коэны, служители Всевышнего, которые «постановляли Его законы Яакову и Его Тору – Израилю», не получили надел в Земле Израиля, и Всевышний был их наделом и наследием, чтобы они полностью посвятили себя Торе и служению Творцу. А Рамбам (конец законов седьмого и пятидесятого года) пишет: «И не только колено Леви, но абсолютно любой человек из родившихся в этом мире, который вдохновится и осознает свое призвание, отделится от остальных и встанет перед Всевышним, чтобы служить Ему, работать на Него, и познавать Его, и будет прямым, как создал его Творец, и сбросит с себя бремя многих расчетов, которые люди обычно производят, — освятится высочайшей святостью, и Всевышний станет его уделом и наследием во веки веков, и обеспечит ему в этом мире все, что ему необходимо, как Он дал коэнам и левитам. Ведь сказал царь Давид (Теилим, 16:5): “Г-сподь – Ты мой удел и моя чаша, Ты направляешь мою судьбу”».

Подытожим. Не зря сказано, что безделье приводит к скуке, а именно – к сумасшествию и к разврату (см. Ктубот, 59б, Раши). Тем не менее, того, кто принимает на себя бремя Торы, освобождают от бремени заработка. Однако без того и другого человек, не дай Б-г, падет перед своими дурными побуждениями.

Это доказывает и поколение Потопа, и, увы, наше поколение!

Однажды я давал урок, говорил о нашем праотце Яакове, о Рахели и Лее. Конечно, наши праотцы были подобны ангелам, но мы ведь должны воспринимать то, чему Тора желает нас обучить. Встал один из слушателей: «Рав, как он справлялся с четырьмя женами? Я с одной-то не справляюсь!»

Сказано: «Отвечай глупцу по глупости его, чтобы он не оказался умным в своих глазах» (Мишлей, 26:5).

«А сколько у вас жен?» – спрашиваю его.

Он обиделся: «У меня? Одна, и ее хватает с излишком!»

Послышались усмешки. «Скажите мне, — говорю ему, — у вас водопроводный кран дома есть? Есть. И газовая плита, и электрическая духовка. И стиральная машина наверняка. А, даже сушильная есть? Замечательно!

А знаете ли вы, что в прошлом все это падало на плечи женщины? Муж работал в поле, от зари до заката. Женщины приносили воду из реки или из колодца, и я сам еще помню времена, когда пили воду ограниченно, и купались в корыте, а потом той же водой мыли пол! Рубили дрова, пекли и варили в печи. А кто покупал хлеб или макароны? Творог делали сами, масло сливочное тоже. А мясо? Шли с курицей к резнику, потом нужно было ее ощипать, разделать, очистить, откашеровать и сварить. Кто тогда слышал о “бульоне-концентрате со вкусом курицы”? А одежда? Сами плели нити, сами ткали, сами шили, и вязали, и латали носки. Кто это сейчас помнит? А “день стирки” с огромным баком на примусе, и полосканием на реке? А глажка? О, я еще помню этот утюг на углях… Ну, разве недостаточно тут тяжелой работы и для четырех женщин?»

А сегодня даже тканевые пеленки – это уже бабушкины сказки.

Ну, у женщин, слава Б-гу, дом, полный детишек, а мужья – даже если работают, идут на урок Торы. И получается, что труд над Торой вместе с занятием ремеслом отдаляют человека от греха. А те, кто не трудится над Торой, и не работает, что им поможет отдалиться от греха, как они одолеют свое дурное начало?

Так разве удивительно, что юноши, которые не погружены в учебу, очень быстро катятся вниз?

Ешива – это Ган Эден, но только для трудящихся над Торой и работающих над собой!

Именно об этом сказал Хатам Софер, что благословение на самом деле является благословением, но только при условии, что «и возложили Мое Имя» – труд над Торой и служение Творцу!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87605