Ноах — Научные деятели Вавилонской башни

шалом

Недельная глава Ноах

История поколения Вавилонской башни очень непонятна. «Сказали они: «Давайте построим нам город и башню, достигающую небес»». Что они желали? Сказано в Мидраше (Берешит Раба, 38:1), что они пришли к «научному» выводу: раз в 1656 лет небесный свод рушится. Так что нужно сделать столбы, один на севере, один на юге, один на западе. А тот, который здесь – будет поддерживать небо на востоке.

Так что Хельмские мудрецы теряют право первенства в своей глупости, старейшины поколения Вавилонской башни были первыми. Через пять поколений после Потопа, когда прошло уже триста сорок лет после этой страшной природной катастрофы, создают комиссию по расследованию ее причин: как появилась такая вселенская катастрофа, и как ее можно предотвратить в дальнейшем. Ну, наконец-то будут сделаны выводы.

Первое, что делает комиссия (конечно, после того, как устанавливает себе зарплаты) – это вызывает свидетелей. Ноах еще был жив в то время. Он вполне мог рассказать им о страшной испорченности поколения Потопа, о воровстве и грабеже. О том, как ему было велено построить Ковчег, и как все животные сами собрались и пришли к нему. О чуде, что они все поместились в Ковчег. (Как пишет Рамбан в своем комментарии: «Даже в десяти таких ковчегах не могли поместиться все животные, но это было чудо: малое вмещало многое»). О том, что Всевышний пообещал, что больше Потопа не будет, и о радуге – знаке-предупреждении. Если нужно двое свидетелей – так и Шем, Хам и Йефет тоже еще были живы. Если же им хотелось увидеть материальное свидетельство своими глазами – ковчег стоял на горе Арарат.

Ну, к какому выводу они должны были прийти? Во-первых, нового Потопа ожидать не следует. (Причем это было известно. В дальнейшем фараон полагался на это, когда приказал бросать еврейских мальчиков в Нил – см. Шмот Раба, 1:18). Во-вторых, следует опасаться пробудить гнев Творца, поскольку у Него есть множество средств наказать непослушных (как Он сделал это, к примеру с Содомом и Гоморрой).

Но что делать, если не желают признавать реальность Творца, и, само собой, Его заповеди, а также что есть награда за праведные поступки и наказание за злодейства? Как можно объяснить явление Потопа? Ну, для этого у нас есть ученые, которые объясняют все естественным путем.

Давайте изучим немного законы природы. Дождь идет с неба, верно? Мы это видим своими глазами. Логично предположить, что каждый год небеса производят одинаковое количество дождей. Однако мы видим, что бывают года дождливые, а бывают – наоборот, дождей очень мало. Как это так? Следует неизбежный вывод: лишняя вода собирается на небесах, накапливается, и давит на небо, пока оно не рушится под тяжестью огромной массы воды, и эта вода заливает всю землю. Получается, что потоп – это периодически происходящее природное явление.

Так что же с ним делать? Пока ничего, это происходит ведь раз в полторы тысячи лет. Так что у них есть еще более тысячи лет впереди. Но они не спокойны. Они хотят подготовиться к следующему разу заранее, предотвратить Потоп. Каким образом? Построить столбы, поддерживающие небо! Просто гениально! Четыре столба, точнее – четыре башни, и можно спать спокойно.

Есть ли большая глупость, чем эта? Даже если бы их идея насчет естественного происхождения потопа была верной, разве эти четыре спички могли бы выдержать невероятный вес воды, которая во время потопа покрыла даже самые высокие горы? Да и если бы и могли, разве небо не могло бы рухнуть в других местах, по краям? Короче говоря, даже в соответствии с их мировоззрением – идея глупейшая.

Не говоря уже о том, что сама по себе она не имела никакого смысла, ведь больше всемирного Потопа не ожидалось. Творец пообещал это прямым текстом. Может, стоило создавать противопожарные средства, а не строить башни…

Но для этого нужно было признать существование Творца!

Так что они укрепились в своем сумасшествии, и не удовлетворились лишь теоретической идеей, а начали строить башню, и если бы Всевышний, по Своей милости, не остановил их, в последующие сотни лет все человечество занималось бы возведением башен – одной в Вавилоне, другой – на краю Китая, третьей – в Индии, четвертой – в Сибири…

Как говорится, это было бы смешно, если б не было так грустно…

Зачем же Тора рассказывает нам все это? Прежде всего – чтобы мы знали, насколько личные желания могут исказить видение!

Об этом сказано в «Мишлей» (1:17): «Разве напрасно раскинута сеть (с приманкой) для глаз всех крылатых?» Нет более опасливого создания, чем птица. Даже пугала огородного она боится. Но когда она голодна, и видит зерна внутри сети, она закрывает глаза на опасность, и смотрит только на еду. Конечно же ее ловят. Ей остается утешаться лишь тем, что это – беда многих.

Как фараон попался в ловушку на море Суф? Просто проигнорировал ее!

Сказано в трактате «Шаббат» (31б): «Злодеи знают, что их путь ведет к смерти, и нутряной жир на их почках…» Знают, и игнорируют.

Как-то рав Шах попал в больницу. Я поехал навестить его. «Послушай, какая история! – рассказал он мне, — профессор, который меня лечит, завел со мной разговор. «Я, — говорит, — отношусь к религии с уважением». Вот какой молодец, а! «Это, безусловно, важная вещь. Но вот науке она не дает продвигаться». Поэтому он отдаляется от религии, только по этой причине. «И как же религия не дает науке продвигаться?» – поинтересовался рав Шах. «Понимаете у религии есть ответы, а у науки – вопросы». Интересное мировоззрение. «Например?» – спросил рав Шах. – «Например, религия знает, как был создан мир. Творец его создал, и все на этом. Нечего больше изучать. Наука же не принимает это в расчет, и исследует этот вопрос, исходя из предположения, что мир появился сам по себе. И мы получили свои ответы!»

«Очень интересно, — сказал рав Шах, — в таком случае, поделитесь со мной своими находками!»

Профессор просто расцвел, раввинам он еще лекций не давал! «Мы пришли к выводу, что вначале мир был полностью покрыт водой, содержащей все необходимые элементы для зарождения жизни. Мы называем эту воду «суп химикалий». В какой-то момент разразилась невероятная буря, с громами и молниями, одна сильнейшая молния «сплавила» вместе несколько химических элементов, и так появилась первая живая клетка». Ну, а от первой клетки – лишь вопрос времени, пока из нее разовьются другие животные, и далее – до обезьяны. Очень просто.

Рав Шах улыбнулся и сказал: «Наверняка вы ждете, что я спрошу вас, как эта первая клетка не распалась обратно на составляющие, как в ней зародился механизм размножения и так далее. Но нет, я спрошу вас только один вопрос: а кто создал этот так называемый «суп химикалий»»? И сам мир, и бурю с громами и молниями.

«А, этот вопрос мы не задаем…»

Так он себя и выдал, профессор.

В человеке заложена сила придерживаться своих желаний и закрывать глаза на все, что может поколебать его предубеждения. Приводится в трактате «Санедрин» (65б), что Турнусрупус задал раби Акиве вопрос: чем Шаббат отличается от других дней? Спросил его раби Акива в ответ: «А чем ты отличаешься от других людей?» Ответил Турнусрупус: «Тем, что мой властитель выбрал меня». Император выбрал его быть его наместником, поэтому ему полагается оказывать уважение. Сказал раби Акива: «Так и Шаббат, Творец выбрал его».

Турнусрупус уточнил: «Я спрашиваю, кто сказал, что ваш Шаббат – это именно Шаббат, который выбрал Творец?» Христиане, например, считают, что это – воскресенье. Сказал раби Акива: «Река Самбатьон доказывает это». Это бурная река, по которой всю неделю катятся большие камни, а в Шаббат она течет тихо и спокойно. «Могила твоего отца доказывает это, поскольку в Шаббат она не дымится». Поскольку в течение недели его судят и сжигают, а в Шаббат злодеи в Геиноме отдыхают (Раши).

«Ты меня опозорил, осрамил и проклял!» – сказал Турнусрупус. Зачем, мол, родителей примешивать?

У меня вопрос: Турнусрупус знал, что могила его отца всю неделю дымится, а в Шаббат – нет? Знал, конечно. Если раби Акива знал – так и он наверняка знал. Не буду спрашивать, как он не решил перейти в еврейство. Но как он посмел задирать раби Акиву?

Да очень просто: он был уверен, что раби Акива не осмелится упомянуть его отца. А он сам? Ну, знает, и что?

Сказано в трактате «Кидушин» (39б), что Элиша бен Абуя увидел, как отец велит сыну принести ему птенцов из гнезда. Сын взял лестницу, приставил к дереву, поднялся, выполнил заповедь шилуах а-кен (отсылания матери из гнезда), и тут лестница подломилась под ним, он упал с высоты и умер. «Ничего себе! – сказал Элиша бен Абуя, — Сын выполнил две заповеди: шилуах а-кен и почитания отца, и наградой за каждую из этих заповедей является долгая жизнь. Какую же долгую жизнь этот ребенок получил?» Из этого он сделал вывод, что нет смысла соблюдать заповеди, и бросил все.

А в Иерусалимском Талмуде (Хагига, 2:1) приводится, что Элиша бен Абуя утверждал, что бросил Тору и заповеди из-за того, что его воспитывали не ради Небес, и что его мать, будучи беременной, съела запрещенную пищу. Ведь если бы он был правильно воспитан, и вера его была бы совершенной, она не поколебалась бы из-за вопроса, даже очень тяжелого. Он бы объяснил, как это объяснял его внук, рабби Яков «да продлятся твои дни» – в мире, которому нет конца… (будущий мир – прим. пер.)

И более того. Он мог предположить, что человек, велевший мальчику принести ему птенцов, не его отец. И что в гнезде сидела не самка, а самец, а значит, мальчик не выполнил заповедь шилуах а-кен.

Короче говоря, на каждый вопрос можно найти ответ. Когда вера крепка, основана на традициях предков, чудесах выхода из Египта и даровании Торы, ничто не может поколебать ее.

 Сказано в книге «Дварим»: «Если среди вас появится пророк или сновидец, и даст вам знамение или чудо, и сбудется это знамение или чудо, о котором он говорил вам, призывая: «Пойдем за другими богами, которых вы не знали, и станем служить им!» – то не слушайте слов этого пророка или сновидца. Это Г-сподь, Б-г ваш, испытывает вас, чтобы узнать, любите ли вы Г-спода, Б-га вашего, всем сердцем и всей душою».

Ведь если люди поколения Вавилонской башни могли закрыть глаза на существование Ковчега, и Ноаха и его сыновей, чтобы утвердиться в своем отрицании Творца, то и в нас есть сила игнорировать любые «доказательства» и «чудеса», и укрепляться в нашей истинной вере!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89797