Пекудей — Даже в одиночку можно построить Мишкан!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

877

Сказано: «И принесли Мишкан Моше». Комментирует Раши: не могли его поднять. Поскольку Моше не принимал участия в постройке Мишкана, Всевышний оставил ему поднятие Мишкана. Ведь никакой человек не мог поднять его: брусья были настолько тяжелы, что просто не в силах человеческих было поставить их. А Моше поднял. Спросил Моше Всевышнего: как может человек поднять Мишкан? Всевышний ответил ему: «Ты потяни своей рукой, как будто ты поднимаешь его, а он выпрямится и встанет сам собой». Об этом и сказано: «Мишкан был возведен» (40:17) – возведен сам собой («Мидраш Танхума»).

В трактате Недарим (38а) говорится, что Всевышний осеняет Своей Шехиной только мудрого, сильного, богатого и скромного человека, и все это учится от Моше.

Он обладал большой физической силой, как сказано: «Накрыл Мишкан шатром». Сказал мудрец: Моше рабейну накрыл его, а ведь сказано «длина одного бруса – десять амот» (более пяти метров, т. е. рост Моше был выше, чем 10 амот, и значит, что он обладал большой силой). Спрашивает Рош: почему доказательство силы Моше не приводится из предыдущего стиха: «И возвел Моше Мишкан, и поднял его столбы». Отвечает Маарша: это не вопрос, ведь мудрецы объясняют, что только выглядело, как будто Моше поднял Мишкан, но на самом деле он встал сам собой, чудесным образом, как сказано: «Мишкан был возведен».

Давайте задумаемся, сколько весил каждый из брусьев Мишкана. Каждый брус был размером ама (пятьдесят восемь сантиметров) на полторы ама (восемьдесят семь сантиметров) и высотой девять амот (пять метров двадцать два сантиметра, а последняя десятая ама представляла собой две ножки, которые вставлялись в серебряные основания Мишкана). Если посчитаем все вместе – получается два миллиона шестьсот тридцать четыре тысячи кубических сантиметров. Вес дерева – от половины до грамма на кубический сантиметр. Поскольку нам известно от авторов Тосафот, что те деревья, которые использовались в Мишкане, были очень легкими, то возьмем минимальный удельный вес. Получается, что каждый брус Мишкана весил тонну с третью.

И это еще не все. Брусья были покрыты золотом, и золото это было толщиной, как динар (см. Эрувин, 10а; Псахим, 7а), а именно – около 8 миллиметров. Площадь покрытия – 150 квадратных сантиметров, умножить на 8 миллиметров толщины, получается примерно 121 кубический сантиметр золота. Кубический сантиметр золота весит 19.3 грамма. Получается, что покрытие бруса весило 2 тонны с третью. Вместе с самим брусом – 3 тонны и две трети.

Ну, разве Рош неправ в своем вопросе?

Даже если Мишкан встал сам собой, чудом, все равно – ведь Всевышний повелел Моше «Ты потяни своей рукой, как будто ты поднимаешь его». А перед ним – брус, покрытый золотом, весом почти четыре тонны, нет возможности и с места его сдвинуть!

Так как можно сказать, что «Моше поднял Мишкан»?

Отсюда следует один вывод: получается, что Моше обладал огромной физической силой, и был способен сдвинуть его с места, и даже чуть-чуть приподнять его, но не выпрямить полностью. И тогда, казалось «Как будто ты поднимаешь его», и сразу же «Он выпрямился и встал сам собой».

Конечно же, и здесь Тора учит нас важному уроку. Ведь на самом деле, истинный Мишкан строится в сердце человека. Как сказано (Шмот, 25:8): «И построят мне Мишкан, и буду присутствовать в них». А также в Теилим (78:60): «Шатер находился в человеке». И у Ирмияу (7:4): «Эйхал (место присутствия) Всевышнего они». И как писал автор книги «Харедим» (гл. 34): «В сердце своем построю Мишкан Его сиянию». Ах, как трудно возвести и этот Мишкан! Однако, «Ты потяни своей рукой, как будто ты поднимаешь его, а он выпрямится и встанет сам собой». Как писал автор книги «Ховот а-Левавот» (врата «Хешбон Нефеш», 3:21): «…а затем постараться прибавлять к этому сверх своих возможностей, стремясь к служению всем сердцем, чтобы эта тема постоянно появлялась в его мыслях. Он должен просить у Б-га… помощи и сил на то, что превышает его возможности…». Ну, а тому, кто приходит очиститься – помогают Свыше (Йома, 39а)!

И пример, который там приводится: «Когда человек изучает какое-то ремесло, то поначалу он может исполнять лишь часть необходимой работы, сообразно мере понимания своего, и меньше своих возможностей… а потом Творец показывает ему основы и правила ремесла, и помогает извлечь из них такие (знания и умения), которым не обучал его никто из людей». И даже более того, как мы находим в работах, связанных с постройкой Мишкана. Рамбан пишет, что никто из тех, «кого влекло сердце, и чей дух был расположен», не имел опыта выполнения этих работ, требовавших мастерского умения, никто из них не учился этому. Они просто обнаружили, что умеют делать это, и пришли к Моше, сказав: «Я сделаю все, что скажет мой господин!».

В «Мидраш Раба» (Шмот, 33:8) сказано, что, когда Всевышний объяснял Моше, как строить Мишкан, тот спросил: «Владыка мира, разве народ Израиля сможет построить его?» Ответил Всевышний: «Даже один-единственный еврей может построить его, как сказано: “Каждый, чье сердце пожелает…”» (25:2). Один еврей, каждый еврей! Я и ты – мы можем разрубить деревья-акации на брусья, отесать их, раскатать золотые листы и покрыть ими брусья, соткать покрытия, сделанные из четырех видов нитей, каждая нить – шестислойная, и с каждой стороны вытканы разные картины (см. Раши, Шмот, 26:1). Сделать арон а-кодеш, его покрытие и керувим, менору и ее чашечки со всеми деталями, стол хлебов приношения, медный и золотой жертвенники…

Я?!

Да, ты, только если будешь действовать!

Начни, и «тому, кто приходит очиститься, помогают Свыше» (Йома, 38б)! «Человека ведут по тому пути, по которому он желает идти» (Макот, 10б). «Ты потяни своей рукой, как будто ты поднимаешь его, а он выпрямится и встанет сам собой»!

Как подходят сюда слова «Мидраш Раба» (Коэлет, 5:20), что мы учим от имени раби Меира: когда человек приходит в этот мир, его кулаки сжаты, он как бы говорит: «Весь мир принадлежит мне!», а когда он покидает этот мир – ладони его раскрыты, как бы говоря: «Ничего я не взял себе из этого мира…»

Непонятно: ведь даже тот, кто всю жизнь учил Тору и занимался добрыми делами, и поднимается Наверх с большим количеством заповедей и добрых дел, тоже уходит из этого мира с раскрытыми ладонями — с пустыми руками!

А дело в том, что, когда человек родился, он считал, что он будет действовать, он будет воздвигать, и организовывать, и обеспечивать… А когда он умирает, он видит, что все это было с помощью Всевышнего, «если бы Всевышний не помогал, не мог бы преодолеть его (дурное начало)» (Кидушин, 30б). Сказано в Теилим (62:13): «от Тебя, Владыка, хесед — ведь Ты вознаграждаешь каждого по его делам». Комментирует это «Нода бэ-Йеуда»: Всевышний проявляет хесед, поскольку засчитывает человеку, как будто он действительно сделал все сам.

Как сказал Саба из Новардока: «Я никогда не спрашивал себя, в состоянии ли я что-либо сделать, я спрашивал только одно: обязан ли я это делать». И когда он считал, что обязан, он делал, и еще как! Перевернул еврейский мир к лучшему! [Основал более 100 ешив, из которых вышли, в частности, величайшие мудрецы Торы — рав Яаков Исраэль Каневский (Стайплер), рав Хаим Шмулевич и другие.]

Когда это понимаешь – просто вздрагиваешь!

Мы-то думали, что у человека есть ограниченные силы, и их ему следует использовать. Конечно, мы не используем свои силы до конца. Но какую претензию нам могут предъявить Свыше – что мы не исчерпали свои жалкие силы? Ну, что уж мы могли сделать…

А теперь оказывается, что мы ошибались, и какая это горькая ошибка!

Ведь, если бы мы напрягали все свои малые силы и прилагали все возможные усилия, пришла бы огромная помощь Свыше, и мы могли бы совершать великие дела!

Великий рав Йоэль Баранчик, глава ешивы Новардок в Риге, один из ближайших учеников Сабы, рассказывал: как-то раз он шел вместе с учителем по делу. Было это ясной лунной ночью середины месяца. Саба указал на небеса и взволнованно сказал: «Когда мы поднимемся Наверх, с каждого из нас спросят: почему ты не светил в мире, как солнце в полдень!»

Ну, где он, где он, тот Мишкан, который мы могли построить?!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87042