Шлах — Виноградная гроздь

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

416
Photo by Czapp Botond on Unsplash

Недельная глава Шлах

Тора начинается с Берешит, чтобы сообщить нам, что весь мир принадлежит Всевышнему, благословен Он, и Он выбрал Землю Израиля дать ее Своему народу: «Мощь Своих деяний поведал Он Своему народу, чтобы дать ему наделы племен» (Теилим, 111:6). Ведь это – Святая Земля, и заповеди, которые выполняются на этой Земле, оказывают основное влияние на человека и на все миры. Поэтому наши святые праотцы выполняли заповеди Торы только находясь на святой Земле (Рамбан, Берешит 26:5). Мы и представления себе не имеем о ее святости, о ее воздействии на человека и уникальных свойствах ее плодов. В трактате Ктубот (110б) даже сказано, что человеку всегда следует жить на Земле Израиля, даже в городе, где большинство – идолопоклонники (несмотря на непременное влияние общества), а не жить в диаспоре, даже в городе, где большинство – евреи. Поскольку тот, кто живет в Земле Израиля, подобен человеку, у которого есть Б-г, как сказано: «Дать вам землю Канаан, чтобы быть для вас Б-гом» (Ваикра, 25:38)

Великий рав Эльханан Вассерман как-то провел подсчет и обнаружил, что почти две трети Пятикнижия, а также Мишны и Гемары, связаны с Землей Израиля. Рав Йерухам из ешивы Мир говорил от имени своего учителя, Старца из Кельма, что, если ты хочешь понять основную тему книги, и видишь, что на первой и на последней ее страницах говорится на определенную тему, можно предположить, что это и есть центральная тема, пронизывающая всю книгу. Поэтому, если Тора начинается с Берешит, чтобы доказать наше право на Землю Израиля и заканчивается входом народа Израиля в свою Землю, мы видим, что Святая Земля занимает центральное место в жизни еврея.

Об этом и сказано (Сота, 14а): «Почему Моше Рабейну так страстно стремился войти в Землю Израиля? Неужели он желал попробовать ее плодов, насытиться ее добром?»

Нет, Моше сказал: «Есть множество заповедей, которые даны нашему народу, и выполнить их можно только в Земле Израиля. Я войду туда, чтобы выполнить их все самому». Получается, он стремился к ее духовности, к ее заповедям. Поэтому совершенно непонятно, почему он сказал разведчикам: «Пойдите, посмотрите эту землю, какова она, тучная или тощая?» (Бемидбар, 13:20).

«Укрепитесь, и принесите плоды этой земли». Пишет Рамбан: «Почему сказано “и укрепитесь, и принесите”? Чтобы они взяли плодов земли, не боясь, что (местные жители) обнаружат, что они – разведчики». Получается, был здесь риск, причем риск для жизни, но Моше Рабейну понукал их войти в Землю, чтобы принести плоды земли и увидеть, насколько они хороши – что одну виноградную гроздь несли восемь человек, и она весила девятьсот шестьдесят сеа (Сота, 34а). Это очень много!

Но ради этого – рисковать жизнью? Что им, так не терпелось попробовать плодов этой земли, насытиться ее добром? Если гениального ученика младшей ешивы, талантливого и усердного юношу, желают записать в известную ешиву Поневеж, будут выяснять, как там кормят? А здесь, в поколении Знания, в котором самая простая женщина была пророчицей большей, чем пророк Йехезкель, потребовалось узнать, тучная земля или тощая, и принести ее плоды?

Пишет Рамбан: «Возможно, что, поскольку Моше знал, что земля тучная и хорошая [ведь Всевышний сказал ему: “Я спущусь, чтобы спасти его (народ Израиля) из рук египтян и привести из той земли в землю хорошую и просторную, землю, текущую молоком и медом”], из-за этого сказал им, чтобы они обратили внимание на это, и рассказали потом народу. Тогда все бы обрадовались, и у них появились бы новые силы идти в Землю Израиля с радостью. Поэтому он и сказал: “и укрепитесь и принесите плоды земли”, чтобы народ своими глазами увидел, как хороша эта земля».

Что говорит нам Рамбан? Что даже, если речь идет о поколении Знания, и о Святой Земле и ее заповедях, нужно показать людям, насколько хороши ее плоды, и стоит даже рисковать из-за этого. Почему? Чтобы они «обрадовались, и у них появились бы новые силы идти в Землю Израиля с радостью». Как говорят сегодня — создать мотивацию, желание и тягу. Не полагаться только на духовные стремление и возвышенные достижения, а показать материальное, ощутимое вознаграждение!

Раби Элиезер считает, что все праздники можно полностью посвятить Всевышнему – молитве и учебе Торы, кроме одного: «Все признают, что о Шавуоте сказано, что это праздник «для вас», ведь это день, когда была дана Тора» (Псахим, 68б). Раши пишет, что в этот день человеку следует радовать себя едой и питьем, чтобы показать, что этот день приятен и радостен для народа Израиля, ведь в этот день была дана Тора.

На первый взгляд, если бы человек посвятил весь этот день Торе, это было большим доказательством, что этот день приятен и радостен для народа Израиля. Но что поделать, человек есть человек, и радость для него выражается в еде и питье.

Теперь мы можем ответить на вопрос мудрецов. Сказано, что награду за заповеди человек получит в будущем мире (Кидушин, 39б), поскольку наслаждений всего этого мира недостаточно, чтобы дать награду за одну-единственную заповедь. Как сказано: «Лучше один час удовлетворения в будущем мире, чем вся жизнь этого мира» (Авот, 4:17). Как же тогда можно понять все благословения, которые Тора обещает тем, кто будет выполнять ее заповеди? Есть много ответов, но один из них дает наша недельная глава. Это всего лишь «виноградная гроздь»! Не сама награда, но стимул!

О чем речь идет? О нас самих.

Ведь многие знают, что выполнять заповеди и учить Тору нужно потому, что это – истина, и мы не имеем права не исполнять их, и заповеди даны не для удовольствия, а как бремя на шее (Рош а-Шана, 28а и Раши), как работа, которую хозяин дал своему рабу.

Однако, как бы верно это не было, человек – всего лишь человек, он должен видеть и «гроздь», чтобы дать себе стимул. Ведь мы не более велики, чем поколение Знания, а им тоже это понадобилось.

Причем, если это нужно нам самим – так тем более, когда мы говорим о воспитании детей. Великий рав Моше Файнштейн как-то рассказал мне, что, оказавшись в районе Ист Сайд, он нашел там остатки семей иммигрантов, и они рассказали ему, с какими трудностями сталкивались, чтобы соблюдать Шаббат, ведь практически не было мест, где не работали бы в субботу. Как сложно было соблюдать и кашрут, и другие заповеди! Рав Файнштейн восхитился их твердостью и самоотверженным соблюдением заповедей, и поинтересовался, что с их детьми. Выяснилось, что абсолютное большинство, к сожалению, не соблюдают заповеди. Почему? Потому, что родители жаловались, как тяжело соблюдать заповеди, вместо того, чтобы подчеркивать, как они счастливы, что удостоились соблюдать заповеди, и какая великая награда их ожидает. И дети, и родители не смогли увидеть «гроздь винограда»!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89363