Шофтим — Не разбазаривай!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

865

Недельная глава Шофтим

«Утренний сон, послеполуденное вино, детские беседы и нахождение в местах собрания невежд выводят человека из этого мира» (Пиркей Авот, 3:10).

Ой, сердце болит!

Есть запрет Торы, приведенный в нашей главе: баль ташхит (буквально — не порти), запрет выбрасывать, тратить понапрасну и портить еду и вещи. В книге «Хинух» сказано, что запрещается выбрасывать «даже горчичное зернышко». А основоположники движения мусар говорили: «Тот, кто тратит спичку понапрасну – не стоит и спички!» Известно, что тому, кто хочет, чтобы свеча горела дольше, стоит держать ее в холодильнике. Источник этого совета в Гемаре (трактат Шаббат): тот, кто использует горячее масло для освещения, нарушает запрет баль ташхит. В том же трактате задается вопрос: человек, который может есть дешевый черный хлеб, а ест дорогой белый, и может пить дешевое вино, а пьет дорогое, – тоже нарушает этот запрет? Гемара отвечает: не нужно опасаться этого. Почему? Потому, что «баль ташхит тела важнее» (т. е. важнее бережно относиться к своему здоровью, чем беречь вещи).

А что мы скажем о человеке, который тратит понапрасну самое драгоценное: свое время! Какой страшный запрет баль ташхит своего тела он нарушает!

«Когда учится ребенок — на что это похоже? На чернила, которыми пишут на чистом листе» (Пиркей Авот, 4). То, что человек учит в детстве, запомнит на всю жизнь.

А если он проводит свою юность во сне, «бездельник подобен спящему». Утренний сон, утро человеческой жизни – этот сон выводит его из нашего мира.

Годы проходят, а котомка пуста, человек разбазарил себя. Ну, встань, проснись, возьми себя в руки! Ах, если бы использовал как следует время учебы в ешиве, когда мог учиться без забот и хлопот! Зачем провел это время во сне? Ну а теперь он озабочен заработком, пропитанием, «пьян, но не от вина», теперь учеба у него не в голове…

«Послеполуденное вино» – это время полудня в его жизни, и оно тоже выводит его из этого мира. Собственными руками теряет очередной этап жизни.

Слава Б-гу, устраивается на работу, неплохо зарабатывает. Теперь может посвятить Торе несколько часов!

Известна история, которую приводит Хафец Хаим в книге «Шмират а-лашон»: «Я слышал историю об одном богатом человеке, владевшем большим бизнесом, который полностью отдалился от этого мира и стал заниматься Торой днем и ночью. Его брат, родственники со стороны отца и домочадцы стали давить на него вернуться к бизнесу, но он не слушал их.

Когда его спросили, как ему удалось быть настолько сильным и не прислушиваться к своим домочадцам, взывавшим к нему, он ответил: “Я задумался над тем, что сказали наши мудрецы: Тора сохраняется лишь у того, кто умерщвляет себя ради нее, как будто уже умер”. То есть человеку следует представить себе, как будто уже пришел за ним ангел смерти и забрал его, и его привели на суд перед Царем всех царей, Всевышним, и стали судить за все моменты, когда он тратил свое время зря. Суд постановил, что он виновен, и он стал кричать: “Горе мне, горе мне из-за моих дурных поступков и плохих дел!” Если бы после этого ему разрешили вернуться в этот мир и совершить раскаяние, он наверняка ни секунды не ленился бы и не тратил бы ни капли внимания на свой бизнес и домашние дела.

Если так, человеку стоит представить себе, что из-за его грехов он уже наверняка заслужил смерть. И если после смерти Всевышний отнесся бы к нему с великим милосердием и позволил бы ему исправиться, наверняка он бы ни на минуту не расслаблялся. А если так, то чем хуже то, что Всевышний оставляет его в живых, чтобы он сделал тшуву еще в настоящей жизни! Наверняка он должен поторопить себя изо всех сил раскаяться в грехах и все время учить Тору. Как минимум, у него должно быть выделено постоянное время для учебы Торы, и он должен совершенно не слушать тех, кто хочет помешать ему в этом!»

Это слова Хафец Хаима…

А что делает дурное начало? Убеждает человека, что он должен работать и трудиться свыше своих сил, так, что у него даже нет возможности посвятить время учебе Торы. Почему? Потому, что он должен позаботиться о детях, об их будущем, о том, чтобы женить их и т.д. Это и есть «детские беседы» – беседы о детях.

Сказал раби из Коцка: всю жизнь человек гонится за тем, чтобы набрать еще и еще капитала. Если его спросишь: зачем? Когда ты позаботишься о себе, о своей духовности? У него есть готовый ответ: он должен позаботиться о детях, воспитать их в духе Торы и заповедей. С Б-жьей помощью, они вырастут на славу и будут выполнять сказанное в Гемаре: «Сын удостаивает отца (заслугами)». Однако сыновья вырастают, и тоже начинают хлопотать, суетиться. Почему? Потому, что они заботятся о своих детях, чтобы те в свое время позаботились о своих… Сказал раби: «Ах, как бы мне хотелось увидеть этого замечательного сына, ради которого трудились все поколения!»

Так это и идет, пока не доходят до «нахождения в местах собрания невежд».

Что это значит? Я вам расскажу:

Однажды я проходил по улице в Тель-Авиве, мимо дома престарелых. Двое стариков сидели на лавочке и упрямо спорили: «Сорок три!» – «Нет, ты ошибаешься, сорок два!» – «Ты плохо посчитал, сорок три!» – «Я тебе говорю: сорок два!» – «Да ты задремал и не заметил, сорок три!»

Мимо проехал автобус, оглушая все своим шумом. Старик обрадовался: «Вот теперь – сорок три!» – «Неверно! – ответил его друг, — Теперь уже сорок четыре!»

Я решил удостоиться заповеди, плоды которой пожинают в этом мире, и привести их к согласию: «Господа, было бы, о чем спорить!»

Они тут же помирились, гаркнув в два голоса: «Подвинься, из-за тебя не видно!»

Они считали проезжающие автобусы, чтобы убить время. Честно говоря, и это не так уж интересно, но если есть, о чем поспорить – жизнь уже не скучна.

Две еврейские души спустились с Небесных высот, с Высшего Ган-Эдена в этот мир – чтобы считать автобусы…

Ну а мы? Что мы сделали сегодня?

Ах, баль ташхит

Ведь можно выучить по правилу каль ва-хомер (тем более): человек зажег свечу и при свете учится, зарабатывает себе будущий мир. Хорошо, использует ее по делу. Но если воспользовался горячим маслом, свеча не горела столько, сколько могла бы. Мог бы ее использовать и не сделал этого – нарушает запрет баль ташхит.

А если зажег свечу просто так и не использовал ее свет для учебы – тем более нарушил запрет!

А ведь сказано в Мишлей: «Свеча Творца – душа человека»!

Как же с нас спросят за каждое потраченное зря мгновение!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=54425