Ки Теце — Возвращение пропажи

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2966

Недельная глава Ки Теце

Ор а-Хаим приводит интересный комментарий на нашу недельную главу. «Не смотри безучастно на заблудшего быка или ягненка брата твоего… верни их твоему брату» (Дварим 22:1). Здесь написана заповедь о возвращении потери – ашават аведа. Тора продолжает: «Если твой брат не близко к тебе, или ты не знаешь его, тогда заведи его (пропажу) внутрь своего дома, и пусть остается с тобой, пока твой брат не потребует его обратно, и вернешь это ему».

Говоря о возвращении утерянного предмета, Тора использует слова «ашев тешивем». Стилистически вернее было бы сказать «ахзер тахзирем» – ведь речь идет о возвращении предмета. Шней Лухот а-Брит говорит, что слова «ашев тешивем» намекают на понятие тшува, раскаяние. В Торе прямым текстом говорится о возвращении утерянного – быка или кошелька. А иносказательно подразумевается ситуация, когда сам человек оказывается «потерянным». Говоря «ашев тешивем» (что может быть понято как «ты должен помочь им сделать тшуву»), Тора наставляет нас вернуть «потерянные души» Властелину Мира.

Ор а-Хаим развивает эту концепцию. Упомянутые бык и ягненок символизируют людей, которых по поступкам и поведению можно сравнить с животными. Слово «брат твой» указывает на Всевышнего. На нас лежит обязанность вернуть Ему потерянные души.

Следующая фраза: «Если твой брат не близко к тебе» намекает на период перед окончанием изгнания, а-Галут а-Ахарон. Ор а-Хаим проводит параллель с фразой из пророчества Билама (Бемидбар 24:17): «Вижу его, но не близко». Тяготы и бесконечная длительность изгнания заставляют людей терять веру и падать духом – «как мы видим в этих поколениях», писал Ор а-Хаим (живший в первой половине XVIII века). Этот заключительный период изгнания как нельзя лучше характеризуют слова: «и ты не знаешь его (твоего брата, а по иносказательному прочтению – Его, Всевышнего)».

Далее мы должны «завести его к себе в дом и держать при себе». Заблудшего надо привести в Бейт Мидраш – дом учения, ешиву. Надо научить его еврейским путям в жизни и тому, что будет направлять его на прямом пути – чтобы он не сбился с дороги и не пошел за ложными целями и фальшивыми ценностями. Свет Торы защитит его от искушений ненавистника – дурного начала. Таким образом, отрывок, говорящий о заповеди возвращения потери, на уровне «подтекста» говорит нам, как нужно приближать наших братьев к Истине. Когда мы видим кого-то, кто «потерян», на каждом из нас лежит обязанность помочь вернуть его к Всевышнему.

Эта заповедь особенно актуальна в наше время, когда огромное количество наших близких являются такими вот «потерями» относительно путей Торы и той цели, которую определил для нас Господин Мира. Мы должны делать все возможное для «ашев тешивем» — чтобы привести их к Тшуве.

Представьте себе – вы наверняка наблюдали такое – что ребенок «откололся» от родителей в людном месте. Отец зовет его, но бесполезно: внимание малыша полностью поглощено яркой витриной с игрушками, или он раскапризничался и не желает идти, куда ему велят. Какой-то прохожий заметил это и, проявив чуткость и доброту, вразумил шалуна, убедил оставить «эти глупости» и поспешить к отцу. Сколько радости это доставит родителям, избавленным от необходимости наказывать неслуха.

 В иных случаях связь с ребенком бывает нарушена из-за проблем со здоровьем. Или ребенок попросту в опасности, он болен, или тонет. Нет предела благодарности тому, кто спасет ребенка и вернет его родителям! Это не выразишь простым «спасибо!»

Всевышний потерял так много детей… Он так расстроен, так страдает от того, что они ушли далеко от Него. Когда человек «приводит» потерянного ребенка к Небесному Отцу – представьте себе, какую радость и благодарность это пробуждает на Небесах! Это – радость от выполнения сказанного в Торе: «Не смотри на быка или ягненка твоего брата, не замечая их». Не стоит закрывать глаза на всех тех людей, которые «потеряны» — лучше исполните сказанное «ашев тешивем ле-ахиха» — приведите их обратно к вашему «Брату».


http://www.beerot.ru/?p=17888