Ваэтханан — «Легкая заповедь» — почитание родителей

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3733

Недельная глава Ваэтханан

«Почитай своего отца и мать, как повелел тебе Г-сподь, Б-г твой, чтобы продлились дни твои» (Дварим, 5:16).

Почему мы должны уважать отца и мать? Тора называет нам одну из причин в главе Итро (Шмот, 20:12): «чтобы продлились дни твои на земле». Однако в главе Ваэтханан Тора указывает дополнительную причину: «как повелел тебе Г-сподь, Б-г твой». В чем значение этих дополнительных слов?

«Мешех Хохма» отсылает нас к Иерусалимскому Талмуду, который рассматривает уважение родителей как «легкую заповедь». Каждый человек понимает, что долги надо отдавать. Если кто-то одолжил вам 100 000 долларов, когда они были вам нужны, то вы с радостью вернете эти деньги при первой возможности. Все это понятно и не требует дополнительных объяснений.

Следуя логике, каждый человек понимает, что его моральная обязанность – отплатить долг благодарности своим родителям. Даже если просто подсчитать все расходы родителей на воспитание ребенка, получится огромная сумма! Это даже не беря в расчет силы, энергию и время, которое вложили родители в своего ребенка. Именно поэтому меньшее, чем мы можем отдать долг родителям, это уважая их.

Однако Тора говорит нам: не в этом состоит причина уважения родителей. Дело не в очевидной обязанности отплатить малым за великое добро. Дело именно во фразе «как повелел тебе Г-сподь, Б-г твой».

Тора как будто ждала до главы Ваэтханан, чтобы сказать эти слова, потому что это становится понятным лишь после сорока лет, проведенных в пустыне. В то время растить детей было просто как никогда прежде. Не надо было думать, чем их накормить – потому что с неба выпадал ман! Не нужно было искать воду – с евреями путешествовал чудесный колодец. Не надо было покупать новую одежду и ботинки – вещи не изнашивались и росли вместе со своими хозяевами. Несмотря на все это, Тора требует от евреев уважать своих родителей. Понятно из контекста, что это повеление не проистекает только из естественного чувства благодарности, которое есть у детей по отношению к родителям. Это нужно делать потому, что так повелел Всевышний.

Как много мы должны делать для наших родителей, чтобы это считалось полноценным исполнением заповеди об их уважении? Талмуд отвечает (Кидушин, 31а) на это вопрос знаменитой историей про нееврея из Ашкелона по имени Дама бар Нетина.

Мудрецам как-то понадобился камень для Хошена (нагрудник Первосвященника), и они услышали, что у Дамы бар Нетины есть как раз такой камень. Делегация направилась в его дом с предложением огромной суммы за драгоценный камень. Сделка практически состоялась, но для того, чтобы взять камень, требовался ключ, который лежал под подушкой его отца. Дама не решился побеспокоить его: «Я ничем не могу вам помочь. Мой отец отдыхает, и я не побеспокою его сон». Мудрецам пришлось уйти ни с чем.

Год спустя в стаде Дамы родилась отличная красная корова, необходимая, в частности, для службы в Храме (очищения от нечистоты мертвого). Мудрецы направились в дом Дамы, чтобы приобрести ее.

Мудрецы спросили: «Сколько ты хочешь за корову?» Дама ответил: «Я знаю, что вы готовы заплатить мне любую цену, которую я назову. Однако мне нужна лишь та сумма денег, которую я потерял на сделке с камнем, когда я решил не будить отца».

Эту историю Талмуд приводит как образец должного почитания родителей, размер и предел, до которых можно и нужно дойти, когда речь идет об этой заповеди.

Когда родители стареют, они зачастую становятся требовательными и капризными. Это тяжелое испытание терпения для детей. В таких обстоятельствах уважение родителей уже не выглядит такой уж простой задачей. Нужно умение прощать и очень много терпения. Есть ли границы этому терпению? Есть ли граница, перейдя которую, человек может утратить терпение и считаться свободным от заповеди?

Ответы на все эти вопросы мы можем найти в истории Дамы бар Нетины. Ему предлагали огромные деньги за драгоценный камень, который был нужен для Хошена. Дама знал, что, будь у него ключ, деньги в ту же секунду перекочевали бы в его карман. О чем он думал в тот момент? Мой отец может проснуться даже от небольшого шума… А может быть, мне удастся потихоньку сунуть руку ему под подушку, и он не проснется? Искушение было велико, однако Дама бар Нетина не поддался. Ему удалось сохранить должный уровень уважения к отцу – даже в таких неординарных обстоятельствах. То, что было по силам Даме бар Нетине, уж точно по плечу нам – потомкам Авраама, Ицхака и Яакова!


http://www.beerot.ru/?p=17132