Пинхас — Не подобает ученикам критиковать учителей!

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2838

Недельная глава Пинхас

В начале нашей недельной главы сказано: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, первосвященника, отвратил Мой гнев от сынов Израиля» (Бемидбар, 25:11). Раши приводит основанное на сказанном нашими мудрецами объяснение того, почему именно в этом отрывке приводится родословная Пинхаса. Представители колен насмехались над ним: вы только посмотрите, кто осмелился убить главу колена Израиля! Да он же (Пинхас) потомок (со стороны матери) не просто идолопоклонника, а главного жреца (Итро)! Именно поэтому Тора делает особый акцент на том, что Пинхас – потомок Аарона. Всевышний как бы говорит им: «Не говорите дурное о Пинхасе!»

«Шемен а-Тов» разбирает это место и объясняет очень важное правило в общении с людьми. Обратите внимание на контекст: только что в стане Израиля происходили ужасные вещи. Всевышний был настолько недоволен народом Израиля, что послал эпидемию, и огромное количество людей умерло! Никто не знал, что делать. В этих обстоятельствах Пинхас проявил инициативу (на основании того, что он выучил от Моше) – убил Зимри и Козби, и эпидемия прекратилась!

В тот момент истории, кем являлся Пинхас – героем или злодеем? Даже не сразу понятно, зачем задавать такой вопрос: очевидно, что Пинхас – герой, он же остановил эпидемию! Кто может хоть слово сказать против этого?! Однако почему тогда колена роптали на него?

«Шемен а-Тов» говорит, что, безусловно, люди в общей массе были довольны. Критика носила несколько иной характер: то, что сделал Пинхас, выглядит хорошо и правильно, но кто такой Пинхас, чтобы брать на себя ответственность и инициативу? Находились и такие, кто говорил: «я бы сделал это лучше» или «эпидемию можно было остановить и другим путем».

«Шемен а-Тов» подчеркивает, что в наших с вами реалиях нет ни одного места, где нельзя было услышать подобные комментарии: в синагоге, на уроке, на собрании общины, в любом офисе или в спортзале, – что бы ни было сделано, найдутся критики. Однако особенно показательно такое поведение, когда речь заходит о решениях, принятых раввином общины или габаем в синагоге. Всегда найдется кто-то, кому решение (несмотря на то, что оно – объективно верное) придется не по нраву, кто-то, кто скажет: «да, конечно, он должен был так поступить, но при этом…». Так происходит постоянно – год за годом, столетие за столетием: «не он», «не так», «не тогда». Нужен лишь повод, а критика найдется!

«Сфат Эмет» обсуждает продолжение приведенного в начале стиха (Бемидбар, 25:11): «Пинхас… отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них». Бывают времена, когда канаут (быть самоотверженным ревнителем за Б-га) к месту и является единственно правильным. Однако это качество надо проявлять с большой осторожностью и мудростью (джае при том, что канаут сам по себе необходим). Кто же проявил это качество в еврейском народе? Пинхас! И если Пинхаса мы можем назвать нашим учителем в качестве канаут, тогда тем более становится понятно, почему совершенно неподобающим поведением со стороны «учеников» выглядит критика и жалобы на него.

Посмотрите вокруг – с библейских времен мало что изменилось. Все так же можно встретить людей, которые неуважительно обращаются с тем, кто научил их всему и практически «поставил на ноги». Как часто можно встретить подобное отношение ученика к учителю: теперь я лучше тебя, я лучше знаю, что правильно! Это – последствия одного и того же поведения, описанного в Торе.

Сказанное в стихе, пусть и намеками – большой урок нам. Не подобает ученикам критиковать своих учителей, от которых они получили так много! Всевышний прямо осуждает таких людей, приводя родословную Пинхаса до Аарона, как бы напоминая о том, что сделанное Пинхасом – хорошо и правильно в Его глазах, а любая критика неуместна.


http://www.beerot.ru/?p=16495