Дварим — Умение сказать «нет»

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3695

Недельная глава Дварим

«И хорошо было это в моих глазах» (Дварим, 1:23)

Недельная глава Дварим начинается с перечисления Моше основных событий, случившихся за 39 лет, с того момента, как еврейский народ получил Тору. Вспоминая требование послать разведчиков, чтобы изучить Землю Израиля перед тем, как вступить в нее, Моше упрекает народ, однако заключает «хорошо было это в моих глазах».

Талмуд в трактате Сота (34б) выводит из сказанного Моше («хорошо было это в моих глазах»): ему казалось, что послать разведчиков – хорошая идея, однако Всевышнему это не нравилось. Всевышний знал, что это неминуемо принесет с собой катастрофу, и поэтому Он не хотел, чтобы в Землю Израиля кто-либо был послан прежде, чем туда войдет весь народ.

Такое непросто понять. Если Б-гу было известно, что разведчики, в конце концов, лишь очернят представления народа о Земле Израиля и изменят их намерение идти туда, почему же Он согласился на то, чтобы послать разведчиков? Ведь Всевышний мог сказать Моше: «Скажи народу Израиля, что Я – Г-сподь, против этого, и Я говорю решительное “нет”».

Из того, как Всевышний разрешил эту ситуацию, мы можем выучить для себя важное правило в воспитании детей. Иногда дети хотят сделать что-то, что в глазах родителей выглядит совершенно неприемлемым. Наш родительский инстинкт говорит нам, что нужно защищать детей от ошибок, всеми средствами сделать так, чтобы они отказались от своего намерения! Мы говорим себе, что наша обязанность в этом мире – быть воспитателями, и в целях воспитания время от времени нам просто необходимо говорить «нет».

Однако всегда ли правильно запрещать? Мы учим из эпизода с разведчиками, что в некоторых случаях нам следует уступить, даже если мы точно знаем, что наши дети идут по неправильной дороге!

Всевышний видел, что народ просто не готов к тому, чтобы воспринять Его отказ. Если бы Моше вернулся с отрицательным ответом, его бы упрекали: как мы собираемся воевать без того, чтобы послать прежде разведчиков? Всем известно, что невозможно воевать, не изучив местность и противника!

Если бы народ Израиля находился на достаточно высоком духовном уровне для того, чтобы принять отказ Всевышнего, Он, безусловно, ответил бы «нет». Однако Он видел, что с чистым сердцем и полной верой евреи не смогут принять отказ, и поэтому не отказал им.

Воспитание детей в большинстве случаев состоит не из указаний, а из уступок. Иногда наши дети готовы услышать «нет», а иногда они так настроены сделать то, что собираются сделать, что просто не в состоянии услышать и принять отказ.

Эта идея четко обозначена в Талмуде (Йевамот, 65б): «Так же, как есть заповедь говорить слова, которые будут приняты, так же есть заповедь промолчать, если слова не будут восприняты».

История ниже лишь подтверждает это правило и наглядно демонстрирует, как оно работает.

Однажды юноши пришли к главе ешивы и попросили изменить им расписание учебы всего на одну ночь. Они хотели помолиться вечернюю молитву раньше, чем обычно. Когда глава ешивы спросил их, зачем им молиться раньше установленного в ешиве времени, они объяснили, что сегодня по радио будут передавать репортаж о важном боксерском поединке (история происходила в Америке 70 лет назад), и они бы хотели послушать весь репортаж целиком. Если же они будут молиться в обычное время, то пропустят половину.

Нет нужды говорить о том, что сам по себе запрос звучал крайне неуместно: прослушивание репортажа с боксерского поединка – это недостойное для учащегося ешивы занятие.

Тот глава ешивы впоследствии вспоминал: «Я понял, что если откажу им, они просто не поймут, за что я так жестоко с ними обошелся. Они же выросли в Америке, привыкли видеть вокруг себя, что самые уважаемые и солидные люди съезжаются со всех уголков страны только ради того, чтобы присутствовать на этих поединках! В современном американском обществе, внутри которого эти юноши выросли, смотреть или слушать по радио репортаж с места событий о том, как двое взрослых мужчин избивают друг друга на ринге – абсолютно нормальное времяпрепровождение, вид культурного отдыха! Поэтому я решил, что пока юноши сами не поймут причину, по которой я могу и должен был им отказать в просьбе, мне будет правильнее разрешить им помолиться раньше и послушать репортаж.

Как такое возможно в мире Торы, спросите вы? Надо понимать реалии, в которых происходил этот разговор. Америка с толерантностью ко всем и вся сделала многие понятные для нас с вами вещи совершенно запутанными, а юноши пришли в ешиву со всех уголков страны, из самых разных общин, многие успели поучиться до этого в светской школе. Тора еще не успела заполнить их настолько, чтобы не осталось места ни для чего чуждого и глупого».

Конечно, во многих случаях родителям и преподавателям правильнее всего говорить «нет». Однако в случае, который мы описали выше, глава ешивы перенял урок от самого лучшего Учителя. Если Всевышний разрешил народу Израиля сделать что-то, что, по Его мнению, является неправильным, но отказ не будет воспринят, то и глава ешивы должен найти в себе мудрость поступить так же в нужный момент.

[От редакции. Разбираемый вопрос для воспитания детей очень тонкий и глубокий. То, что запрещено Торой, безусловно, нельзя разрешать. Общий совет – нужно стараться постоянно советоваться с компетентным в данных вопросах раввином.]

 


http://www.beerot.ru/?p=16890