Корах — Проступок Шимона и Леви

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1222
проступок шимона и леви

Недельная глава Корах

«В их секрет да не войдет душа моя, с сонмом их не объединяйся, достоинство мое!» (Берешит, 49:6).

Поясняет Раши: «В их секрет да не войдет душа моя…» — это история с Зимри бен Салу. Просил Яаков, чтобы не упоминалось его имя в родословной Зимри, как сказано: «Имя же убитого израильтянинаЗимри, сын Салу, начальник отчего дома Шимона» (Бамидбар 25:14). И не упомянуто имя Яакова среди его предков.

Яаков также просит: «С сонмом их не объединяйся, достоинство мое» — пусть никогда не связывают имя мое с именем Кораха, как сказано: «И отделился Корах, сын Ицара, сына Кеата, сына Леви…» (Бемидбар, 16:1). И имя Яакова вновь не было упомянуто.

Здесь следует обратить внимание на несколько моментов.

Почему среди всех тяжелых и известных грехов народа Израиля только эти два вызывают опасения Яакова?

Ведь каждый ребенок, который учился в хедере, прекрасно знает, что Корах является потомком Яакова!

Также непонятно, почему из всех нашумевших грехов в ТаНаХе именно эти два так волновали Яакова? Почему, например, Яаков не просил о том, чтобы его имя не упоминалось вместе с золотыми тельцами Йеровама сына Невата, истуканом Михи, или в истории с наложницей в Гиве?

Греху Зимри предшествовали два страшных греха, охватившие большую часть народа – идолопоклонство и запрещенные связи с мидьянитянками. История с Зимри, на первый взгляд, является лишь частным случаем глобальной проблемы. Так почему именно это так тревожило Яакова?

В трактате Мегила (15а) приводится правило: если поступки человека и поступки его предков не упоминались ранее (в Писании), нельзя сделать вывод о праведности или нечестивости. Но если есть стих об одном из них, из которого следует, что дела его праведны, то он — праведник и сын праведника (т. е. все перечисленные в цепочке — праведники). А если из стиха следует, что дела его — предосудительны, то он — нечестивец, сын нечестивца (и все перечисленные в цепочке — нечестивцы).

И теперь, если в нашей недельной главе среди предков Кораха упоминается Леви – это является указанием, что причину проблемы нужно искать в поступках Леви.

То же касается и Зимри, среди самых ранних предков которого упоминается только Шимон.

Но как связаны Шимон и Леви с преступлениями Кораха и Зимри?

Пойдем по порядку. В истории с Диной в Шхеме (Берешит, 35:25) рассказывается, что два сына Яакова – Шимон и Леви – вырезали целый город, не посоветовавшись с отцом Яаковом. Пишет Раши: несмотря на то, что Шимон и Леви были сыновьями Яакова, в стихе это не упоминается. Ведь, не посоветовавшись с Яаковом, они показали себя, словно чужие для него люди.

Проступок Шимона и Леви в том, что они взялись за оружие, отстаивая святость и чистоту еврейской семьи. И на первый взгляд действия эти достойны похвалы. Но Тора находит здесь большой недостаток. У вас есть такой великий отец — что же вы не посоветовались с ним?

Проступок Шимона и Леви в истории с Диной заложил предпосылки для будущих грехов — бунта Кораха и пренебрежительного отношения колена Шимона к Моше в истории с Зимри.

Поэтому Яаков молится, чтобы его имя не упоминалось среди имен этих грешников. В этой просьбе нет попытки просто спрятаться от позора. Яаков просит у Небес, чтобы всем было показано, что корень тех далеких проблем, позже давший росток и выросший в грехи Кораха и Зимри, к нему не имеет никакого отношения. А ведь вполне можно было найти связь между грехами Кораха и Зимри и поступком Яакова. Каким поступком? С историей получения Яаковом благословений Эйсава. Ведь и тогда «забыли» посоветоваться с Ицхаком. Разве в получении хитростью благословений нельзя усмотреть самоуправство?

Но мудрецы поясняют, что сходство это лишь внешнее. И мы знаем, что Яаков действовал по приказу матери, Ривки, которая, в свою очередь, опиралась на полученное пророчество. Поэтому так важно Яакову, чтобы никто не провел здесь неверных параллелей.

Теперь мы можем ответить на все поставленные вопросы.

Яаков не пытался искусственно вычеркнуть себя из родословной Кораха и Зимри. Он лишь хотел показать, что корень их грехов не был заложен им самим.

Яаков не обращался с подобной просьбой в других известных историях народа Израиля, потому что они не вызывали ассоциации с получением благословений хитростью.

Ни идолопоклонство, ни разврат с мидьянитянками не имеют ничего общего с самоуправством. А вот попытка целого колена выступить против Моше вполне может быть ошибочно отнесена к наследию Яакова, который когда-то «восстал» против отца, заполучив благословения Эйсава.

Вот и взывал Яаков: «В их секрет да не войдет душа моя, с сонмом их не объединяйся, достоинство мое!» (Берешит, 49:6).


http://www.beerot.ru/?p=46759