Мишпатим — Момент пробуждения искры святости

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1754
момент пробуждения искры

Недельная глава Мишпатим

«И говорил Г-сподь Моше и Аарону, и давал им повеления сынам Израилевым и к фараону, царю египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из земли египетской» (Шмот, 6:13).

Поясняют в Иерусалимском талмуде (Роша а-Шана, 3:5), что в первую очередь Всевышний указал на соблюдение заповеди освобождения рабов.

Рассказывается у пророка Ирмияу (34:13-14): «Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: установил Я завет с отцами вашими в тот день, когда вывел Я их из земли Египетской, из дома рабства, сказав: “К концу седьмого года (к началу этого года) отпустите каждый брата своего, еврея, который продастся тебе”».

Особый завет был заключен между Всевышним и народом Израиля в момент выхода из Египта.

Не совсем ясно, в чем была причина сообщения Моше об этой заповеди в тот час? Вот они выйдут из Египта и предстанут у подножия горы Синай для получения Торы — тогда и можно будет дать им эту заповедь вместе со всеми остальными. И еще: реализовать эту заповедь возможно только в год шмиты (в период, когда соблюдали заповедь о 50-м годе, йовеле), а эти заповеди начали соблюдать лишь после вхождения в Святую Землю! Так какова причина начать с заповеди об освобождении еврейских рабов?

Из стихов ТаНаХа следует, что одной из главных причин того, что народ Израиля был вынужден уйти в изгнание, было несоблюдение заповеди освобождения еврейского раба.

Евреям следовало бы обратить внимание на то, что, если эта заповедь была дана в первую очередь, значит, она обладает особой значимостью. И если бы вовремя осмыслили это, то, может быть, не были бы столь строго наказаны?

В силу важности этой заповеди Всевышний стремился использовать подходящее время для того, чтобы укрепить в сердцах евреев подобающее отношение к этой заповеди. Ведь в природе человека заложено стремление обладать имуществом, особенно, когда оно нажито тяжелым трудом. И даже сердце раба стремится к свободе, господин не чувствует этого.

Поэтому Всевышний дал эту заповедь именно в тот момент, когда евреи сами выходили из дома рабства и ощущали великую радость освобождения. И это был наиболее подходящий момент для того, чтобы сообщить им: «К концу седьмого года отпустите каждый брата своего…». И действительно евреи приняли на себя эту заповедь с цельным сердцем, и дух ее передавался от отца к сыну в следующих поколениях. Именно поэтому за нарушение этой заповеди были тяжко наказаны.

Это настолько значимый принцип – об уникальной возможности сохранить важные ощущения в момент духовного пробуждения – что можно встретить его в нескольких местах.

Гемара в трактате Санедрин рассказывает о праведниках, превозмогших свои порывы. Сказал раби Йоханан, что сила Йосефа (то есть пример его максимальной стойкости в противостоянии дурному началу, когда его пыталась соблазнить жена Потифара) все равно, что скромность Боаза (то есть незначительный для него поступок, тогда как истинным испытанием Боаза стал его отказ совершить соитие с Рут, когда она пришла к нему на гумно; и по сравнению с этим испытание, подобное тому, через которое прошел Йосеф, было бы для Боаза «скромным»). Однако и сила Боаза, тяжелое и достойнейшее испытание, не более, чем скромность Палти сына Лаиша (то есть испытание Палти и его стойкость куда более серьезные даже по сравнению с испытанием и стойкостью Боаза).

Давид был вынужден скрываться от преследования своего тестя царя Шауля.

И несмотря на то, что Михаль, дочь Шауля, была посвящена в жены Давидом, царь вновь выдал ее замуж за Палти. У царя Шауля были на то свои алахические доводы, однако Палти не был согласен с ними, в чем был абсолютно прав. Открыто перечить царю он не мог, но и вступать в запрещенную связь с замужней женщиной также не собирался. Что он сделал? Вонзил меч между кроватями в их доме и заявил, что за близость между ними будет пробит этим же мечом. Палти удалось выйти с честью из этого испытания, и поясняют мудрецы, что это было выше человеческих возможностей. То есть Всевышний сделал ему чудо, и за это он теперь зовется Палтиэль – «Спас меня Б-г».

Но ведь известно, что Всевышний делает чудеса лишь тому, кто приложил максимум усилий, чтобы избежать греха. Так что же сделал Палтиэль, что удостоился чуда?

Как уже упоминалось выше – вонзил между кроватями меч. Но как это может остановить человека во время пробуждения страсти? Сам вонзил – сам же может обойти его! И вот как это нужно понимать. В момент высочайшего пробуждения духа святости, когда он принял решение ни в коем случае не нарушать закон Торы, Палтиэль и сам понимал, что вступает в неравное противостояние со своим дурным началом. Высочайшее пробуждение души может забыться, и огонь святости в нем самом погаснет. Именно поэтому он вонзил меч, но не для устрашения, а для того, чтобы создать памятку про этот момент пробуждения искры святости в своей душе. И каждый раз, когда внутри него начиналась внутренняя борьба, он побеждал, но не из-за страха перед острым лезвием меча, а благодаря напоминанию про возвышенный момент пробуждения святости.

Этому же принципу научил нас Всевышний в главе о радуге.

Сказано: «И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке, и Я вспомню завет Мой, который между Мною и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на гибель всякой плоти» (Берешит, 9:14-15). Поясняет Раши: когда у Всевышнего появится мысль об уничтожении человечества, то посмотрит Он на радугу и вспомнит о завет с людьми.

Но разве Творец может хоть что-то забыть? Разве нужно Ему напоминание о данном обещании? Конечно, нет. Радуга была создана, чтобы научить нас тому, как человек может сохранить остроту ощущений в моменты принятия судьбоносных решений о важных исправлениях и духовном росте. И что нам в такие моменты пробуждения нужно искать способы, как надолго сохранить силу принятых решений, чтобы подняться на новый уровень и стать другим человеком.

По материалам книги «Сихот Мусар» рава Хаима Шмулевича


http://www.beerot.ru/?p=50005