Мишпатим — Молитва в миньяне – искоренение идолопоклонства

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1402
молитва в миньяне

Недельная глава Мишпатим

«И служите Г-споду, Б-гу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою, и отвращу болезнь от среды твоей» (Шмот, 23:25).

Поясняет «Бааль а-Турим», слово «служите» подразумевает служение в молитве.

В трактате Йома (69б) приводится история того, как мужи Великого собрания смогли искоренить ту часть дурного начала, которая подталкивала людей к служению идолам. Но что побуждало евреев к идолопоклонству? Утверждает Хатам Софер, что распространение идолопоклонства в среде Израиля появилось как побочное явление запрета о жертвоприношениях на бамот.

Бамот – места для жертвоприношений, располагавшиеся в любом соответствующем закону месте.

Все годы существования Мишкана в Шило жертвоприношения на бамот были запрещены. После разрушения Шило филистимлянами, Мишкан был восстановлен в городе Нове, однако он не считался Микдашем, а лишь бама гдола, потому что в нем не было Ковчега Завета. В этот период бамот появились повсеместно, и так продолжалось вплоть до возведения Первого Храма. Общественные собрания и службы стали крайне редки, остались лишь посещения Храма по праздникам, три раз в год.

В то же время у живших в среде Израиля остатков кнаанейских народов оставались очаги поклонения собственным идолам, капища которых всегда располагались в любом месте их проживания. А в среде народа Израиля сложилась ситуация, когда кроме Храма не существовало мест для частых общественных служений. В силу этого у духовно слабых евреев отсутствовала возможность предстать перед Творцом и ощутить близость к Нему в момент возникновения проблемы. И в сложившейся ситуации многие евреи стали поступать, как их соседи-эморейцы, обращаясь с ежедневными просьбами к чужим богам.

В книге Царей (Млахим 2, 12:4) есть странный стих: «Но (жертвенные) возвышения-бамот не были упразднены: народ еще приносил жертвы и совершал воскурения на (жертвенных) возвышениях».

Стих описывает запрещенные приношения на местных жертвенниках в то время, когда в Первом Храме уже проводились жертвоприношения. Но странность стиха не в описании запрещенных действий евреев, а в том, что с этим явлением не боролись. Бездействие можно было бы объяснить, если бы шла речь о правлении нечестивых царей вроде Менаше и т. п.

Но стих говорит и о периодах, когда правили праведные цари Иудеи. Для праведных царей, искоренявших идолопоклонство, не составило бы сложности снести запрещенные жертвенники. Но только о царе Хизкияу сказано, что он разрушил жертвенники: «Он упразднил (жертвенные) возвышения, разбил столбы, срубил Ашеру и изломал в куски медного змея, которого сделал Моше; потому что до тех самых дней сыны Израилевы приносили ему воскурения, и назван он был Нехуштан» (там же, 18:4). Так почему же предшественники Хизкияу, праведные цари Иудеи, разрушавшие алтари идолов, при этом не разрушали бамот?

Хатам Софер утверждает, что цари Иудеи преднамеренно не разрушали бамот, выбирая меньшее из двух зол. Они понимали, что если разрушить бамот, слабые духовно евреи пойдут приносить жертвы идолам своих соседей-эморейцев. Ведь даже когда еврей совершал запрещенное жертвоприношение вне стен Иерусалимского Храма, он не служил идолам, что являлось куда более строгим грехом.

Введение законов о молитве

Рамбам в «Законах молитвы» (гл. 1) пишет, что вплоть до периода Второго Храма не существовало строгого порядка во всем, что касалось частных молитв каждого еврея. По мнению Рамбама, ежедневная молитва является заповедью из Торы, а учится это из недельной главы Мишпатим: «И служите Г-споду, Б-гу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою, и отвращу болезнь от среды твоей» (Шмот, 23:25). Мудрецы учили, что под «служением» подразумевается обязанность ежедневной молитвы.

Однако количество ежедневных молитв, их форма и содержание не являются законом, который учится из Торы. И в те времена каждый мог молиться по-своему. Тот, кто был красноречив и привычен к длительной молитве, мог молиться долго. Если же был косноязычен, то молился в соответствии с возможностями. Кто-то молился один раз в день, а кто-то по многу раз. И такое положение продолжалось со времен Моше и до Эзры.

Мужи великого собрания установили новый порядок молитвы: три раза в день.

Каждая из этих трех молитв должна проходить в миньяне — в присутствии десяти взрослых евреев. Также был установлен определенный текст молитв. И пусть раньше, до изгнания, все евреи говорили на святом языке, что облегчало их общение со Всевышним, новая форма общественной молитвы была предпочтительней. Ведь теперь даже еврей, не владеющий святым языком, может произнести молитву Творцу благодаря существованию молитвенника.

Когда это нововведение было распространено в среде Израиля, то повсеместно стали возводить синагоги для проведения общественных молитв и чтения Торы, как упоминается об этом в книге Нехемии: «И весь народ как один человек собрался на площади перед водными воротами, и сказали они Эзре, писцу, чтобы принесли книгу Торы Моше, которую Б-г заповедал Израилю» (8:1).

В заслугу этого постановления никакому еврею больше не приходило в голову обращаться к чужим богам. А во времена греческого порабощения все были готовы пойти на самопожертвование, но не нарушить запрет идолопоклонства.

Эти постановления о молитвах и имелись в виду, когда говорилось о том, что мужи Великого собрания во главе с Эзрой напрочь уничтожили корень дурного начала, подталкивавшего евреев к идолопоклонству.


http://www.beerot.ru/?p=50003