Берешит — Два великих светила

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2168
светила

Недельная глава Берешит

«И создал Б-г два светила великие: светило большее для властвования днем, и светило меньшее для властвования ночью, и звезды» (Берешит, 1:16).

Наши мудрецы обращают внимание на противоречие внутри этого стиха. В начале говорится, что Б-г создал два великих светила, но уже в конце стиха Солнце называется светилом великим, а Луна — малым. Поясняется в трактате Хулин (60б), что изначально светила были созданы одинаковыми, но Луна, которая утверждала, что не могут два царя носить одну корону, получила приказ от Всевышнего уменьшить себя.

На основании этого пояснения может сложиться впечатление, что Луна попыталась устроить бунт, и за это была наказана. Однако Виленский Гаон приводит несколько пояснений, из которых вырисовывается иной взгляд на то, что произошло во время процесса мироздания.

Комментаторы поясняют, что Солнце олицетворяет собой влияние на наш мир со стороны Творца. В то же время мир не может существовать без участия человека, роль и служение которого олицетворяет Луна. И в чем выражается служение человека? В том приказе, который получила Луна – «иди и уменьши себя», то есть в борьбе с гордыней, мешающей человеку подчинить себя воле Творца.

Доказательство такому толкованию Виленский Гаон выводит из написания слов: «два светила великие…». В святом языке существует правило: если слово «два» написано, как שני (шней), а не שנים (шнаим) – это означает, что речь идет об абсолютно равных объектах. Так написано об одинаковых козлах для жертвоприношения: «А от общины сынов Израилевых пусть возьмет он двух козлов (שְׁנֵי שְׂעִירֵי עִזִּים – шней сэирей изим) в жертву грехоочистительную и одного овна во всесожжение» (Ваикра, 16:5). Так написано и в стихе из нашей главы: «И создал Б-г два светила великие (שְׁנֵי הַמְּאֹרֹת – шней амеорот)».

Еще одно доказательство можно привести из истории, произошедшей с Виленским гаоном, когда он путешествовал инкогнито по Европе, совершая тикун галут (исправление грехов добровольным изгнанием). Однажды Гаон остановился в доме у одного состоятельного еврея. Когда тот еврей понял, что перед ним находится большой мудрец Торы, то обратился к гостю с просьбой. В его библиотеке был хумаш Берешит, на полях которого отец оставил надпись. Уже много лет ни один мудрец Торы, останавливавшийся у этого еврея, не мог расшифровать эту надпись. Что же там было написано? На полях, напротив стиха о создании двух великих светил, были написаны следующие буквы: גועשאנ»ק. Посмотрев на надпись, Виленский гаон ответил, что это аббревиатура. Здесь запечатлены заглавные буквы фразы из Талмуда (Бава Меция 12б): נקרא קטן גדול וסמוך על שולחן אביב (гадоль в-самух аль шульхан авив, никра катан – совершеннолетний, но питающийся со стола отца, считается несовершеннолетним). В Талмуде идет речь о сыне, достигшем возраста совершеннолетия, однако продолжающем жить в доме своего отца и питаться за его счет. И пусть он уже достиг возраста тринадцати лет, однако, будучи зависимым от отца, он продолжает считаться как бы «несовершеннолетним».

Но какое отношение эта фраза имеет к стиху о создании светил? Гаон пояснил, что таким образом отец хотел разрешить противоречие в стихе. Изначально Солнце и Луна считаются великими светилами, потому что у каждого есть свое исключительное предназначение. Но все же, поскольку Луна не обладает собственным источником света, а лишь отражает свет Солнца, то она словно «питается со стола отца». И тогда нет никакого противоречия, и по отношению к Луне правильны оба определения. Если мы смотрим на ее размеры и силу ее света, то она — светило малое. Но если мы рассматриваем ее роль, то есть то, чему она пришла нас научить, то Луна является таким же великим светилом, как и Солнце.

 


http://www.beerot.ru/?p=43473