Матот — Почему Всевышний не приказал наказать Моав?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1990

Недельная глава Матот

«И пошли войною на мидьянитян, как Г-сподь повелел Моше… И вместе с другими их убитыми убили они царей мидьянских…» (Бемидбар 31:7-8).

Абарбанель задает вопрос: почему Всевышний приказал отомстить только Мидьяну, без Моава? Ведь это Балак, царь Моава, пригласил Билама, чтобы проклясть народ Израиля. И объединить силы Моава с Мидьяном также было его инициативой.

Когда царь Балак услышал от Билама, что в ближайшие годы в его стране будет мир, то успокоился и отправился домой. И в последующих действиях против народа Израиля Моав участия уже не предпринимал. Так же и Билам вернулся домой после неудачных попыток проклясть Израиль.

Но, придя домой, он обнаружил незваных гостей — министров Мидьяна, посланных к нему за советом, как одолеть Израиль.

Тогда-то Билам и дал свой страшный совет: Б‑г Израиля не терпит разврата. В случае, если им удастся развратить евреев, Всевышний может обратить на них Свой гнев. И не случайно Билам был убит именно на земле Мидьяна, потому что оставался там, дожидаясь последствий своего совета.

Поскольку Израиль долго пребывал в Шитим, по соседству с Моавом, то между двумя народами завязались торговые отношения. Так нахождение моавских девушек в стане Израиля стало привычным делом. Но когда моавитян перестало интересовать противостояние с Израилем, то место моавитянок заняли мидьянитянки. Они продолжали приходить в стан Израиля, переодетые в одежды моавитянок, и предлагали служить все тому же Бааль-Пеору, идолу Моава.

А вот доказательства того, что моавитянки не были причастны к совращению евреев.

Тора напоминает нам о том зле, что сделал Моав Израилю, как сказано: «Не может войти амонитянин и моавитянин в общество Г-сподне, и десятому поколению их нельзя войти в общество Г-сподне вовеки, за то что не встретили они вас с хлебом и водою на пути, когда вы вышли из Египта, и за то что он нанял против тебя Билама, сына Беора, из Птора Арам-Наараим, чтобы проклясть тебя… Не ищи им мира и благополучия во все дни твои, вовеки» (Дварим, 23:3-5-7).

Среди преступлений, которые вменяются в вину Моаву, не упоминается причастность к разврату и идолопоклонству.

Да и стал бы Всевышний разрешать женщинам Моава, в отличие от мужчин, разрешать входить в народ Израиля, если бы они были причастны к самым страшным грехам. А ведь благодаря этому разрешению Рут-моавитянка смогла пройти гиюр.

И, наконец, третье доказательство непричастности моавитянок к преступлениям следует из самих стихов о наказании Мидьяна, где вновь нет упоминания о Моаве.

[Примечание рава Игаля Полищука. «И начал Израиль развратничать с дочерями Моава» по приведенному объяснению понимается не буквально, а следующим образом: евреи думали, что перед ними привычные им моавитянки, но на самом деле это были переодетые в них мидьянитянки. Однако это место можно объяснить и буквально: начало разврата было с моавитянками, что побудило присоединиться к ним и Мидьян, чтобы привлечь народ Израиля к идолопоклонству. Это и было злодейским замыслом и советом Билама Мидьяну, и именно поэтому он удостоился тяжкого наказания.]


http://www.beerot.ru/?p=47101