Недельная глава Лех Леха
«В этот день установил Г-сподь с Аврамом завет, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки египетской до реки великой, реки Прат. Кенийца и книзийца, и кадмонийца. И хетийца, и призийца, и рефаим, и эморийца, и кнаанейца, и гиргашийца, и евусея» (Берешит, 15:18-21).
В главе Лех Леха приводятся все десять основных кнаанейских народов. Также кнаанейские народы и их порождения упоминаются в главе Ноах: «А Кнаан родил Цидона, первенца своего, и Хета; и Евусея, и Эморея, и Гиргаши, и Хиви, и Арки, и Сини, и Арвади, и Цмари, и Хамати» (Берешит, 10:15-18). Их больше десяти! Возникает вопрос: когда речь заходит о кнаанейцах, земли которых должны были унаследовать евреи, мы привычны слышать о семи народах, но в главе Лех Леха их сразу десять, а в главе Ноах — даже больше [речь идет об 11 сыновьях Кнаана; видимо, у Кнаана были еще дети, из которых не вышли народы, и которые далее называются «кнаанейцы»]?
Прежде всего, чтобы не возникало путаницы, нужно отметить, что в разных местах Торы одни и те же народы могут приводиться под разными именами.
Так, Кейни, Книзи и Кадмони, из главы Лех Леха, соответствуют Арвади, Цимри и Хамати из главы Ноах. Соответственно Призи — Арки, а Рефаи —Хиви. А то, что здесь не упомянуты Цидони и Сини, перечисляемые в главе Ноах среди сыновей Кнаана, — это потому, что только десять кнаанейских народов жили на территории земли, изначально обещанной Аврааму. Земли Цидона и Сини располагались вне границ Святой Земли, поэтому они не приводятся в стихах главы Лех Леха. Однако сказано, что в будущем территории этих народов станут частью Земли Израиля («Берешит Раба», в конце главы 44).
Из десяти кнаанейских народов, проживавших в изначально обещанных границах, евреи смогли унаследовать лишь семь. Земли книзийцев захватили потомки Эсава, а земли Кейни и Кадмони захватили Амон и Моав. Изначально эти территории должны были принадлежать евреям, как сказано: «Оборотитесь и двиньтесь, пойдите к горе эморейца и ко всем соседям его в степи, на горе и на низменности, и в Негеве, и к берегам моря, в землю кнаанейца и к Леванону до реки великой, реки Прата» (Дварим, 1:7). Но из-за греха разведчиков евреи временно утратили право на обладание этими землями, на что намекает последовательное расположение отрывков Торы о разведчиках и об этих территориях. Однако в будущем эти земли будут принадлежать народу Израиля, о чем говорит пророк Йешаяу: «И налетят они вместе (на) фелистимлян на западе, вместе будут грабить сынов востока, на Эдом и Моав наложат руку свою, и сыны Амоновы будут подчиняться им» (11:14).
В силу приведенных причин перед вхождением в Святую Землю евреям оставалось наследовать только семь кнаанейских народов. Поэтому в главе Ваэтханан приводятся лишь семь имен кнаанейских народов: «Когда введет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, в которую ты идешь для овладения ею, и изгонит многие народы от лица твоего: хетийцев и гиргашеев, и эморийцев, и кнаанеев, и призеев, и хивийцев, и евусеев, семь народов, более многочисленных и более сильных, чем ты» (Дварим, 7:1).
Но если так, то почему в книге Шмот упоминаются лишь шесть представителей Кнаана?
Один из семи народов, Гиргаши, не пожелав ни воевать, ни жить на условиях евреев, просто покинул Святую Землю. Поэтому в главе Шмот упомянуты имена лишь шести народов из потомков Кнаана: «И снизошел Я избавить его от руки египтян и вывести его из земли той в землю хорошую и обширную, в землю, текущую молоком и медом, в землю кнаанеев, хетийцев, эмореев, призеев, хивийцев и евусеев» (Шмот, 7:8).
В еще одном месте мы можем встретить список из лишь пяти кнаанейских народов: «И будет, когда приведет тебя Господь на землю Кнаани, и Хити, и Эмори, и Хиви, и Йевуси, о которой Он клялся твоим отцам дать (ее) тебе, (на) землю, источающую молоко и мед, — то совершай это служение в этом месяце» (Шмот, 13:5). В списке не хватает призеев. Рамбан дает этому следующее объяснение: в этом стихе упоминается земля, «текущая молоко и медом», а призеи жили, хоть и внутри границ Святой Земли, однако на территориях, не подпадающих под определение «текущих молоком и медом».