Толдот — Отделяй десятину, чтобы смог обогатиться

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

515
два вида сотрудничества

Недельная глава Толдот

«И Ицхак любил Эйсава за то, что охота на устах его…» (Берешит, 25:28).

Эйсав много времени проводил в поле на охоте. Однако Ицхак полагал, что Эйсав выходит в поле для того, чтобы молится, как поступал он сам, как сказано: «Ицхак вышел гулять в поле…» (Берешит, 24:63). Эйсав же, как известно, занимался в поле разбоем и развратом, что и являлось «охотой на устах его». Дополнительной причиной любви к старшему сыну было пророчество, из которого знал Ицхак, что Эйсав убьет Нимрода – одного из центральных источников скверны на земле.

Также поясняют, что Эйсав приносил дичь, которой питался Ицхак. И такое пояснение вызывает немало удивлений со стороны комментаторов: зачем Ицхаку нужно было питаться именно дичью?

По мнению раби Ишмаэля (Хулин, 16б), когда евреи находились в Синайской пустыне, то им было запрещено есть мясо домашних животных. Лишь после того, как человек приносил свое животное в жертву, ему разрешалось есть мясо той жертвы после выливания крови у основания жертвенника. Мясо домашних животных, приготовленное по другому поводу, было запрещено в пищу. Видится, что Ицхак старался придерживаться подобного поведения: лишь после приношения жертвы мясо разрешалось в пищу хозяину. Роль же служителей Всевышнего тогда еще была возложена не на коэнов, а на первенцев в каждой семье. И Ицхак, не будучи уверенным в праведности своего первенца Эйсава, не хотел, чтобы тот приносил его жертвы. Перевести же первенство от Эйсава к Яакову – также не хотел (Сфорно). Таким образом, единственной возможностью Ицхака поесть мяса было мясо пойманных диких животных, которых не приносили в жертву.

Сказано в «Мидраше Танхума» (Толдот 8), что Эйсав, желая найти милость в глазах отца, спрашивал его: как правильно отделять десятину от соли? Как известно награда за выполнение заповеди полагается человеку в Будущем мире. Эйсава же желал только этот мир, а награда в будущем мире его не трогала. Видится, что Эйсава интересовал именно вопрос отделения десятины, потому что это единственная заповедь, за которую можно получить награду в этом мире.

По материалам книги рава Йонатана Эйбешица «Тиферет Йонатан», подготовил: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=88234