Хаей Сара — Причина благословения

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

251

Недельная глава Хаей Сара

«Авраам стал стар и в летах преклонных, а Г-сподь благословил Авраама всем» (Берешит, 24:1).

В мидраше с этим стихом связывают порицание друга Элиу Йову: «Издалека поведу мою мысль, и расскажу о справедливости Создателя моего» (36:3). Здесь заложена глубокая идея, которую мы и попытаемся понять. Интересное пояснение этому приводит рав Йосеф Нехемия Курницер.

Человеку свойственно горевать по поводу его горькой судьбы и бед, постигающих его.

Но это лишь оттого, что он находится под впечатлением горькой действительности, в которой он находится сейчас и не постигает то хорошее, что ждет его в будущем. И только, когда он достигает преклонного возраста, то, оглядываясь назад, понимает, что многое из того, о чем он сожалел в момент происшествия, сейчас стало причиной его счастья.

И об этом приходит нам сказать стих: «Авраам…». Авраам на протяжении всей своей жизни перенес так много испытаний и удостоился чести быть среди тех, о ком сказано, что он «…стал стар и в летах преклонных». Авраам увидел, что все, что с ним происходило в его жизни, и хорошее, и плохое, – все это вместе взятое принесло общее благословение.

Это же имел ввиду и Элиу, друг Иова, когда произносил: «Издалека поведу мою мысль…» — то есть, если бы ты мог смотреть в будущее, и видеть то, чем все закончится, тогда ты не стал бы возмущаться теми бедами, которые послал тебе Всевышний, а лишь: «…и расскажу о справедливости Создателя моего».

Может быть, именно поэтому просил царь Давид: «Насыть нас утром добром Своим…» (Теилим, 90:14). Ведь пусть человек, крепкий в своей вере, знает и верит в то, что все, что с нами происходит – все посылается нам Творцом и ради нашего же блага. (Брахот 60б). Однако блага, о которых мы не знаем, не могут «насытить» нас. Ведь до тех пор, пока мы ожидаем, когда же станет явным для нас то, почему с нами это произошло, мы переживает тяжелые дни и годы. Поэтому и просил Давид у Всевышнего: «Насыть нас утром добром Своим…», чтобы посылаемая ему Свыше милость была видна сразу, и чтобы, таким образом, она как-бы насыщала нас уже «поутру», на заре нашей жизни, а не тогда, когда мы состаримся. И тогда: «…и мы радоваться будем и веселиться все дни наши».

Добавил рав Курницер, что таким же образом можно пояснить и слова благословения, произносимое вовремя хупы: «…да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующие голоса женихов из-под хупы, и песни пирующих юношей».

На первый взгляд не совсем ясно, зачем нужно подчеркивать, что крики радости будут слышны во время хупы? Разве не очевидно, что радостные крики жениха должны быть слышны во время хупы? Но, в соответствии с вышеприведенным пояснением, смысл благословения видится иным. Мы благословляем и желаем жениху и невесте, чтобы в их доме всегда царила радость и веселье уже с самых первый моментов после. А не так, что лишь через многие годы станет ясно, что все это было на благо. Вот и подчеркиваем мы в благословении: «ликующие голоса… מחופתם — из-под хупы (т. е., с момента хупы и далее)», чтобы радость и помощь с Небес их сопровождали с первого же момента совместной жизни!

По материалам «Драшот рабейну Йосеф Нехемия», подготовил: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=88275