Эмор — Малозаметные чудеса

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

370

Недельная глава Эмор

«В кущах живите семь дней; всякий коренной житель в Израиле должен жить в кущах. Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я — Г-сподь, Б-г ваш» (Ваикра, 23:42-43).
«А я всегда (на Тебя) надеяться буду и умножать всякую хвалу Тебе. Уста мои рассказывать будут о справедливости Твоей, весь день – о спасении Твоем, ибо не знаю счета (благодеяниям Твоим). Приду (рассказать) о силе Г-спода Б-га, напоминать буду о справедливости Твоей, только Твоей! Б-же, Ты наставлял меня от юности моей, и доныне возвещаю чудеса Твои. И до старости, до седин не оставляй меня, Б-же, пока не возвещу силу Твою поколению (этому), каждому грядущему – мощь Твою» (Теилим, 71:14-18).

Сказали наши мудрецы (Шаббат, 136): если бы мы стали записывать – то не успели бы все записать, или же иначе: человек не всегда понимает, что с ним произошло чудо.

Есть немало людей, которые все жизнь ожидают, что Всевышний откроет им клад с большими богатствами. И если это случается, то они благодарят Творца за все это. Но в дальнейшем человек не видит необходимости вновь надеяться на Творца, вновь обращаться в молитвах к Нему и вновь благодарить Его за полученные блага.

Есть же праведники, которые понимают, что если бы не ежедневная помощь Творца, то не было бы у них достаточно пропитания. И каждый день, в каждой молитве они обращают свои просьбы о пропитании к Небесам. И так проходят год за годом, и все это время они служат Творцу и выполняют Его заповеди.

Чем отличаются люди из двух описанных групп? Первые лишь один раз просили Творца реализовать их мечту, а вторые поддерживали с Ним ежедневную связь на протяжении многих лет. Первые, однажды найдя клад, единожды благодарят за это Творца. Вторые же возносили благодарственные молитвы как минимум три раза в день. И именно об этом сказали мудрецы: «Если бы мы хотели записать – то не успели бы». Что хотели записать? Все те малозаметные чудеса, которыми Творец поддерживает жизнь каждого из нас. Просто не успевали бы их записывать из-за большого количества, и частоты того, как они случаются. Ведь Всевышний ежедневно посылает нам наше пропитание и ежедневно спасает нас от рук наших ненавистников среди народов, в среде которых мы рассеяны. И именно это имел ввиду царь Давид, говоря: «А я всегда (на Тебя) надеяться буду и умножать всякую хвалу Тебе. Уста мои рассказывать будут о справедливости Твоей, весь день – о спасении Твоем, ибо не знаю счета (благодеяниям Твоим)».

А что же имели в виду наши мудрецы, говоря: «Человек не всегда понимает, что с ним произошло чудо»?

Не мудрено, что великие чудеса, как рассечение моря – всем хорошо известны. Однако есть и другие, скрытые чудеса, как убийство царицы Вашти, которое стало началом дальнейшего избавления. Как и то, что, спустя три года, Эстер была взята во дворец Ахашвероша. И никто даже не подозревал, с какой целью было это сделано. А также последующие события: заговор Бигтана и Тереша, разоблачение их заговора Мордехаем и возвеличивание Амана. И лишь в конце становится понятным, что каждое из этих событий являлось отдельным чудом, без которого избавление народа Израиля не было бы возможным. Но как все выглядело в начале, даже после смерти Вашти? Как сказали мудрецы Талмуда: «Человек не всегда способен распознать чудо».

Таким же образом поясняет «Парашат Драхим» стих: «Благодарите… Творящего великие чудеса в одиночестве» (Теилим, 136), что иногда Всевышний совершает чудеса и об этом известно лишь Ему самому. И в конце жизни на каждом человеке лежит обязанность вновь переосмыслить все события, произошедшие с ним на протяжении всего пути. Попытаться разобраться в причинах всех событий и рассказать своим сыновьям, чтобы и они увидели, как за всем, что с нами происходит, «скрывается» Творец.

Поэтому: «Приду (рассказать) о силе Г-спода Б-га…» — о множестве чудес, совершаемых Творцом. «…Напоминать буду о справедливости Твоей, только Твоей!» – о тех чудесах, которые не были заметны во время их свершения. «И до старости, до седин не оставляй меня, Б-же, пока не возвещу силу Твою поколению (этому), каждому грядущему – мощь Твою» — чтобы научить этой мудрости своих сыновей.

«В кущах живите семь дней…». Хотя основное понимание этого стиха, что кущи – это Облака Славы, есть также точка зрения, что имеются в виду буквально шалаши.

По мнению великого автора книги «Рокеах», в этом стихе есть также намек и на войны с Сихоном и Огом, а также с кнаанейскими царями перед вхождением в Святую землю. И тогда, находясь на войне, в полевых условиях, евреи-воины сидели в шалашах, т.е. праздник Суккот является также напоминанием о вхождении в Святую землю. Но почему тогда в стихах приводится упоминание и о сидении в шалашах после выхода из Египта? И еще не ясно, почему в шалашах нужно сидеть именно семь дней? Семь дней праздника Песаха, например, не вызывают вопросов, потому что это можно объяснить напоминанием о семи днях от казни первенцев и до чуда рассечения Красного моря. Но как семь дней праздника Суккот связаны с захватом Святой земли и выходом из Египта?

Пояснить это можно следующим образом. Уже сразу после рассечения Красного моря, земля Кнаана считалась практически захваченной для Израиля. Это следует из стихов, сказанных в «Шират а-Ям», на седьмой день после выхода из Египта: «Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил; сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепещут; трепет объял жителей Плешет. Тогда смутились князья Эдома, вождей Моава объял трепет, оробели все жители Кнаана. Нападет на них страх и ужас; от величия десницы (силы) Твоей да умолкнут они, как камень, доколе проходит народ Твой, Г-споди, доколе проходит народ сей, который Ты сотворил» (Шмот, 15:13-16). И если бы не грех разведчиков, то уже очень скоро земля Кнаана была бы полностью захвачена. Получается, что уже на седьмой день после выхода из Египта, на Небесах было завершено не только чудо освобождения от порабощения, но и чудо захвата земли Кнаана.

Семь дней праздника Суккот намекают нам, что Всевышний уже тогда (при выходе из Египта) решил посадить еврейских воинов в шалаши во время захвата Святой Земли.

Таковым должно быть наше отношение ко всему, что с нами происходит. Всегда пытаться понять процессы не только задним числом, а уже в их начале. И поэтому мы обязаны сидеть в шалашах семь дней, чтобы помнить, что предпосылки к захвату Святой земли были заложены еще в первые семь дней после выхода из Египта.

Подготовил: рав Нахум Шатхин, по материалам Хатам Софер, «Торат Моше»


http://www.beerot.ru/?p=89006