Бемидбар — Тора – бескорыстный дар

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

330
подарки бедным награда

Недельная глава Бемидбар

«Всевышний говорил с Моше в пустыне Синай» (Бемидбар, 1:1).
«Почему в пустыне Синай? Отсюда наши мудрецы учат, что Тора была дана посредством трех вещей: огня, воды и пустыни. Почему именно эти три вещи? Как они даются бесплатно всем, живущим в этом мире, так и слова Торы – бесплатны, как сказано (Йешаяу, 55): “О, все жаждущие, идите к воде!”» («Бемидбар Раба», 1:7).

Когда мы просим о Торе, мы употребляем выражение ханина – просьба о даре, как говорится в благословении перед «Шма»: «Сжалься (теханейну) над нами и обучи нас», а также в молитве Амида: «Ты даруешь (хонен) человеку разум», «даруй от Себя» и т.д.

Что это означает, почему необходима такая большая милость и милосердие Свыше, чтобы удостоиться Торы?

Объяснение таково: Тора – бесценна. Никогда не было и не будет человека, который может удостоиться её в заслугу своих деяний.

Прекрасным примером этому является Моше рабейну. Говорят наши мудрецы: «Нет более великого в добрых деяниях, чем Моше рабейну» (Брахот, 32б). И, тем не менее, мидраш («Шмот Раба», 41:6) говорит, что все сорок дней и ночей, которые Моше провел на горе Синай, он учил Тору и забывал, пока Всевышний не дал ее ему в подарок.

Наши мудрецы («Шмот Раба», 33:1) определяют реальность дарования Торы так: «Бывает ли такое, чтобы человек продавал какую-то вещь – и себя вместе с ней?» Например, человек, который покупает машину – купил только машину, но не ее продавца, чтобы был ему личным водителем…

А у Всевышнего реальность другая: «Сказал Святой, благословен Он, народу Израиля: “Я продал вам Свою Тору, и как бы продал Себя вместе с ней”, как сказано: “И возьмут Мне приношение”». Однако, поскольку у Него Самого нет цены, поэтому обрести Всевышнего можно только посредством любви.

Когда человек покупает какую-то вещь, он не может купить ее хозяина. Но когда Всевышний дал нам Тору – тем самым как бы дал нам самого себя, ведь постановив «не на небесах она», Он дал нам, материальным творениям, силу установить истину в Торе!

Как Всевышний дает нам Самого Себя?

Мы не знаем, и не в состоянии постичь смысл этого соединения. У нас есть только определение мудрецов («Зоар», гл. Ахарей Мот): «Израиль, Тора и Всевышний – это единое целое», как сказано в Шир а-Ширим: «Пусть целует меня поцелуями уст Своих», это намекает на соединение души с душой: «ведь Всевышний даст мудрость, из уст Его понимание и разумение» (Мишлей, 12:6)

О награде, ожидающей тех, кто трудится над Торой, у нас тоже нет никакого представления, и мы даже неспособны осознать ее суть: «Праведники сидят с коронами на головах, и наслаждаются сиянием Шехины». Все это входит в общее правило «Глаз не видел мира грядущего, кроме Тебя (кроме Всевышнего)».

Даровать такой чудесный и драгоценный подарок возможно только тогда, когда дающий любит того, кому дает, сильнейшей любовью, любовью безграничной, заставляющей его искать, как оказать добро получателю любым способом. Ведь когда речь идет об обычном случае, когда дают мера за меру – такого возвышенного уровня достигнуть невозможно.

Например: когда видят у человека красивую ручку или новую красивую машину, то спрашивают, где он ее купил. Но если мы увидим у человека огромный алмаз килограммов в пятьдесят весом, никто не спросит, где он его купил. Вопрос будет: кто ему подарил такой алмаз? Ведь такую невероятную драгоценность можно получить только в подарок. Купить ее просто нереально.

Точно так и с нашей святой Торой: нет в мире никого, кто мог бы заплатить за нее, она дана нам Свыше в качестве бескорыстного дара!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89125