Ваешев — Поступки братьев Йосефа — ради Небес

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1324
братьев йосефа

Недельная глава Ваешев

«И продали они Йосефа ишмаэлитам за двадцать серебряных монет» (Берешит, 37:28).

Когда мы читаем эти строки, рассказывающие о продаже Йосефа, следует быть очень осторожными, чтобы не подумать плохо о святых братьях Йосефа, коленах Всевышнего, которые все были великими пророками, возвышенными святыми праведниками, и все их деяния были только ради Небес.

По поводу продажи Йосефа наши мудрецы передали нам, что, когда братья увидели, что он рассказывает об их проступках отцу, они подумали, что он желает изгнать их из общины Израиля. У Авраама было двое сыновей, и Ицхак был избран, а Ишмаэль – изгнан, и тоже самое у Ицхака – было двое сыновей, Яаков был избран, а Эсав навсегда ушел в сторону зла. Поэтому братья решили, что Йосеф хочет сказать Яакову, что только он достоин построить народ Израиля, а они — злодеи и недостойны, и не достойны быть частью народа Всевышнего.

Кроме того, они видели в пророческом видении, что Йосеф обладает потенциалом родить колена Израиля, как и праотцы.

И на самом деле – у него родились Эфраим и Менаше, которые тоже стали коленами Израиля. Более того, говорят наши мудрецы, что Йосеф был достоин того, чтобы стать отцом всех двенадцати колен.

Все это послужило им доказательством, что Йосеф желает оттолкнуть их и изгнать из святого стана навечно, подобно Эсаву и Ишмаэлю, а народ Израиля произойдет только от него. Если так, то он подпадал под закон, говорящий, что, если один человек преследует другого, чтобы убить его, есть заповедь убить преследователя, чтобы спасти жертву.

А теперь давайте посмотрим, насколько чисты были братья в этой истории.

Ведь сказали наши мудрецы: «Всякий, кто говорит, что Всевышний уступчив – уступят ему его жизнь, как сказано: “Твердыня Он, чисты Его деяния, и все Его пути – суд”». Тем более о праведниках сказано, что Всевышний спрашивает с них за грехи толщиной в волосинку. И действительно, мы находим, что, когда Йосеф стал правителем Египта, и братья пришли туда просить еды во время голода, и не узнали его, они говорили с ним от имени отца: «Раб твой, наш отец». За каждый раз, когда он слышал это, и не протестовал (как должен был – из уважения к отцу), его жизнь сокращалась на целый год.

А в отношении братьев – мы не находим ни в Торе, ни в комментариях мудрецов, что они были наказаны за продажу Йосефа. Получается, что нет другого объяснения, кроме как то, что они на самом деле действовали строго по суду, без личного интереса, и все их действия были полны благих намерений, как сказано: «Ведь человек видит то, что видно глазам, а Всевышний видит то, что в сердце».

И это – один из основных принципов Торы: мы должны правильно смотреть на наших святых праотцов.

Не зря именно их Всевышний выбрал быть строителями народа Израиля, основателями святого народа на веки веков, фундаментом и основой святости Израиля. Уж наверняка Всевышний не желал поставить на эту роль злодеев.

Поэтому любой, кто осмелится высказать критику или осуждение в сторону святых колен Израиля – просто отрицает Тору.

Наоборот, нам следует поражаться их величайшим достоинствам и духовной силе: они были невероятно осторожны, чтобы не задеть честь человека, и уже тем более – когда речь шла о близких родственниках. Несмотря на это, когда им пришлось судить своего родного брата, они владели собой и судили его согласно истинному суду Торы, ради Небес, без малейшей примеси личной заинтересованности.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48538