Ваикра — Основы воспитания

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2124
чистые

Недельная глава Ваикра

«И воззвал (Всевышний) к Моше» (Ваикра, 1:1).

«Сказал раби Аси: “Почему маленькие дети начинают обучение Торе с Ваикра, а не с Берешит? Потому, что дети – невинны и чисты (теорим), и жертвы – тоже чисты, так пусть придут чистые и займутся изучением чистых”» («Ваикра Раба», 7:3).

Начало воспитания ребенка – духовная чистота!

Если бы мы спросили здравомыслящего человека, понимающего в обучении и воспитании детей: с чего лучше всего начать обучение Торе для пользы юных учеников? Он сказал бы, что лучше всего начать с главы Лех Леха, чтобы они учили о том, как Авраам слушался Всевышнего и т. п.

На первый взгляд, ну какой смысл начинать с книги Ваикра и объяснять детям, как режут скот, как кровь животного наливают в сосуд и брызгают на жертвенник, — и все это при том, что и сам учитель не знает как следует, почему на самом деле брызгают кровь на жертвенник. Ведь, когда обучают ребенка, главное – развить его разум и понимание, а такая учеба вроде бы совершенно противоречит этому!

Да и начинать с начала книги Берешит тоже очень странно на человеческий взгляд. Ведь что может понять маленький ребенок в «хаос и тьма над бездной, и дух Б-жий витает над водами»?

Все это совершенно не понятно.

Однако здесь можно привести пример, на что это похоже. Допустим, человек купил новую красивую машину. Он радостно садится в нее и едет в свое удовольствие, но вдруг – машина останавливается. Он бежит к продавцу, и жалуется: «Машина не едет!» Продавец говорит: «А ты ее бензином заправил?» Тот спрашивает: «А что такое бензин?» Отвечает продавец: «Это сейчас неважно. Иди на заправку, купи галлон бензина и сможешь ехать!» Покупатель соглашается, бежит на заправку и покупает бензин. Открывает крышку и видит жидкость странного вида с резким запахом. «Что? – возмущается он, — Мало того, что машина не едет, я еще должен наливать в нее эту дурно пахнущую воду, чтобы она окончательно испортилась! Ни за что не налью такую жидкость в машину, пока еще есть надежда, что она сможет ехать!»

Что мы ответим такому человеку? Мы скажем: ты сам собрал эту машину, ты построил ее мотор, ты знаешь, как он работает? Есть тот, кто сделал машину, и он, судя по всему, лучше тебя разбирается в машинах, доказательство тому – что он сделал машину, а не ты. Он понимает глубоко скрытый принцип работы машины, и он говорит тебе, что только эта жидкость с резким запахом заставит машину двигаться. Если ты ему веришь – очень хорошо, а если нет – нет у тебя никакой надежды!

Точно так же и в нашем случае. Самый великий педагог с самыми лучшими идеями – в конце концов, не он создал душу ребенка, и он не знает, что есть в ней. Нет никого, кто понимал бы глубину души человека, кроме ее Создателя, а Он, благословенный, сотворил ее с определенными качествами: «Душа, которую Ты создал, чиста. Ты создал ее, Ты сформировал ее, Ты вдохнул ее в меня». Это значит, что душа создана из святости изнутри, и такова ее природа – святость и духовная чистота, и единственное, что может задействовать ее правильным образом – это только Тора, и в особенности – вопросы духовной чистоты: «Придут чистые и займутся изучением чистых». Без этого душа никогда не сможет выполнить свое предназначение.

Решать проблему в корне

Рамбам в своем труде «Шмоне Праким» пишет, что лечение души можно понять из лечения тела. Возьмем, к примеру, человека, у которого есть сильная сыпь на руке. Он идет к врачу и просит мазь. А врач говорит ему: «Никакая мазь не поможет! В вашем теле есть инфекция, и следует пропить курс антибиотиков».

Больной удивляется: как таблетка, которую он глотает, может помочь вылечить сыпь на руке?

Однако врач, который знает строение тела, и знает, как его лечить, объясняет ему ясным и понятным языком: «Дело не в коже, сыпь – лишь симптом более глубокой проблемы. Проблема в том, что в крови есть микроб, вызывающий сильное раздражение. Если я дам вам мазь, возможно, сыпь исчезнет, но потом появится в другом месте. А если мы решим проблему в корне, то и кожа снова станет гладкой, как у младенца».

Точно так же – Тора и заповеди. Человек рождается «диким осленком», и все мудрецы мира уже не одно столетие пытаются понять, как воспитать в человеке хорошие качества. Наши мудрецы говорят: «Пусть учит Тору и исполняет заповеди». Совершенно непонятно, как история о сотворении неба и земли может научить человека не воровать и не гневаться, как история о продаже Йосефа может излечить зависть, как шофар излечивает гнев, а маца – выпрямляет разум.

Однако правило остается тем же: «Придут чистые и займутся изучением чистых». Лекарство Торы входит прямо в кровь – в самую глубину души, и лечит изнутри.

Если есть ребенок, который не может спокойно сидеть на одном месте, прыгает туда-сюда и мешает окружающим, что делать? Есть простое решение: привяжем его к стулу. Нет, он будет прыгать вместе со стулом! Ну, так прибьем стул к полу… Очевидно, что это не решает проблему. Проблема не в том, что он прыгает, а в его душе, в его нервной системе. Если мы свяжем его – он, может, и не будет прыгать, но его душу мы не излечим ни на йоту.

Еще пример: ребенок нагло отвечает родителям и учителям. Есть учителя, которые будут кричать на него: «Закрой рот!» – то есть, не прыгай… Если ребенок ворует – можно связать ему руки, но это совершенно не решит проблемы. Возможно, уходят внешние проявления, однако сама проблема остается со всей своей серьезностью. В наше время, в эпоху психологии, когда увеличивается количество краж – «решают проблему» посредством полицейских… Правда, возникает новая проблема: сами полицейские порой тоже воруют… Добавить еще полицейских ничем не поможет, поскольку проблема – в душе!

А что такое душа? «Душа, которую Ты дал мне, чиста!» Если душа чиста – ей необходимо подходящее ей питание, ей необходима чистота!

Если Янкеле прыгает, у него есть проблема в душе. Что делать? «Придут чистые и займутся изучением чистых» – дай ему книгу Ваикра, расскажи ему о Сотворении мира, о Йосефе и двенадцати коленах.

Возможно, это непонятно и нелогично, но Всевышний, который создал душу – «Ты создал, Ты сформировал» – именно Он говорит нам: «Придут чистые и займутся изучением чистых».

Изучение Торы влияет на душу!

Именно поэтому различие между ребенком, который учится в хедере, и ребенком, учащимся в светских учебных заведениях, очень сильно заметно. Наши дети — благовоспитанные, сдержанные, не крадут и т. п. Светский же ребенок выглядит совсем по-другому.

В нашей общине в Офакиме есть, бли аин а-ра, сотни детей. Есть родители, которые боятся покупать детям велосипеды, поскольку есть большая вероятность, что раньше или позже их «присвоят» светские дети города. Но за двадцать лет, которые я на посту раввина поселения, не было ни одного случая, чтобы пришли и пожаловались, что ребенок из нашей общины стащил велосипед.

Учитель в хедере не говорил детям прямо, что запрещается красть велосипеды. Но реальность такова, что учеба о сотворении неба и земли воспитывает детей не красть!

Во всем мире много говорят и жалуются на порочное влияние СМИ на душу молодежи. Дети сидят перед экраном часами, видят большое количество преступлений, и это влияет на них: потом они пытаются сами сделать то, что видели по телевизору.

С другой стороны, наши дети учат в хедере историю о продаже Йосефа: о нашем праотце Яакове, у которого было двенадцать сыновей, о том, что братья завидовали Йосефу, младшему сыну, хотели его убить, бросили в яму, полную змей и скорпионов, и в итоге продали ишмаэлитам.

Естественным образом, если ребенок слышал такую историю много раз, она должна оказать на него влияние. Однако мы никогда не слышали, чтобы мальчик, вернувшись из хедера, схватил своего маленького брата и продал его… Дети знают, что сыновья Яакова, несмотря на то, что продали Йосефа, были праведниками, и поэтому это не влияет на них в плохую сторону!

Потому что Тора – чиста, «придут чистые и займутся изучением чистых»!

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=45773