Матот-Масэй — Дары Свыше – в заслугу молитвы

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1270
скромным будь, начать молиться

Недельная глава Матот

«Множество скота было у сынов Реувена, а у сынов Гада – огромное количество» (Бемидбар, 32:1).

«Три дара были сотворены в мире. Если удостоился одного из них – обрел желания всего мира. Удостоился мудрости – удостоился всего, удостоился силы (гвура) – удостоился всего, удостоился богатства – удостоился всего. В каком случае? Когда они – дары Небес, приходящие в заслугу Торы… А если эти дары – не от Всевышнего, в итоге он потеряет их… почему? Поскольку это был не дар Всевышнего, а (человек) сам захватил себе. Мы видим это на примере колен Гада и Реувена, которые были очень богаты, у них было множество скота, они любили свое достояние и поселились вне Земли Израиля. Поэтому они ушли в изгнание первыми из всех колен, как сказано (Диврей а-Ямим 1, 5): “И были изгнаны колено Реувена, колено Гада и половина колена Менаше”. Что было причиной изгнания? То, что они отделились от своих братьев из-за своего имущества» («Бемидбар Раба», 22:7).

Разумеется, «сам захватил себе» нельзя понимать в прямом смысле, ведь очевидно, что человек не может захватить ничего, если это не дадут ему Свыше. Что тогда означает «Когда они – дары Небес»? Разве кому-то удалось получить хоть что-то, что не было бы даром Небес?

Суть же в том, что, когда Всевышний дает человеку некий дар – есть два способа дарования: либо Он дает естественным образом, «в рамках природы», так же, как Он обеспечивает все творения в мире, от самых малых до самых больших. Либо Он дает с любовью и приязнью тому, кому желает дать, в заслугу этому человеку или из любви к нему. Именно об этом наши мудрецы сказали, что дары мудрости, силы или богатства, а также всего, что человек получает от Творца, называются дарами Свыше и остаются навечно только тогда, когда их даруют ему с любовью и приязнью.

Что же следует человеку делать, чтобы удостоиться подарков Всевышнего с любовью?

Он должен получить их благодаря своим заслугам и добрым делам, как говорит мидраш: «В каком случае? Когда они – дары Небес, приходящие в заслугу Торы», либо если человек получит их благодаря молитве, ведь все, что человек получает посредством молитвы, это дар из рук Творца.

Поэтому «Мишна Брура» (§157, п. 4) приводит цитату из «Зоар», что человеку следует всегда молиться о своем пропитании, чтобы удостоиться высших благословений.

А если человек привычен молиться обо всех своих делах и постоянно просит о них, получается, что вся его пища, питье и одежда, его дом и все его материальные вещи, святы высочайшей святостью, и он удостаивается получить их Свыше. На это намекают наши мудрецы (Брахот, 21а): «Сказал раби Йоханан: “Дай Б-г, чтобы человек молился целый день, с утра до вечера”». Ведь благодаря этому каждый кусок хлеба будет пронизан святостью, и наверняка будет благословенным.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=53018