Пекудей — Двойное благословение

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1890
благословил

Недельная глава Пекудей

«Моше осмотрел всю работу, и оказалось, что они сделали все так, как повелел Г-сподь, (точно) так они и сделали. И Моше благословил их» (Шмот, 39:42).

Раши комментирует: «Как Моше благословил их? Сказал им: “Да будет угодно Всевышнему, чтобы Шехина опустилась на деяния ваших рук”, “И да будет милость Г-спода, Б-га нашего, над нами, и дела наших рук утверди нам”».

Попросту говоря, Моше рабейну благословил народ Израиля за приложенные усилия при постройке Мишкана. Однако здесь особенно подчеркнут один момент: «Как повелел Г-сподь – так они и сделали». Ведь Всевышний повелел им сделать эту работу, и, если бы они ленились, это было бы большим грехом. А теперь, когда они сделали все как следует, точно, как сказал Всевышний, Моше приветливо улыбнулся им и благословил их, чтобы милость Г-спода осеняла их.

Это важный урок для нас, практическая алаха. Хозяйка подготавливает дом, порой тяжело работая, например, в канун Шаббата. Она трудится и старается приготовить разные вкусности, убрать дом, а в нашем сердце не раз появляется ощущение: да ведь это ее роль, ее обязанность в ведении дома, и мы забываем улыбнуться ей и благословить, чтобы милость Всевышнего осеняла деяния ее рук.

Нам следует учиться у Моше рабейну, который благословил народ Израиля, чтобы Шехина пребывала среди них, ведь это самое чудесное благословение, включающее в себя все благословения, какие только существуют.

Подобное этому мы находим и в недельной главе Шмини. После того как Моше и Аарон закончили служение жертвоприношений в Мишкане, сказано: «И вошли Моше и Аарон в Шатер, и вышли, и благословили народ». Там Раши тоже говорит, что они благословили этим же благословением, чтобы Шехина пребывала на деянии их рук, и «да будет милость Г-спода, Б-га нашего, над нами» и т. п.

То есть народ Израиля был достоин благословения дважды: первый раз – когда они потрудились построить сам Мишкан и создать всю его утварь, и второй раз, в главе Шмини, когда Моше и Аарон воспользовались результатом их труда.

А что касается нас, то нашим домочадцам, которые так трудились, работая в «малом Бейт Микдаше» (еврейском доме, о котором сказали мудрецы: «Если муж и жена удостоились – Шехина пребывает между ними», что значит, в частности, мир между ними), полагается двойное благословение и улыбка. Первое – сразу же, в канун Шаббата, когда закончена работа, и все уже полностью готово к вечерней трапезе. А второй раз стоит благословить вечером после трапезы, когда завершена святая работа, когда уже попробовали все вкусные блюда.

Сказали наши мудрецы: «Тот, кто неблагодарен по отношению к товарищу, в конце концов, проявит неблагодарность по отношению к Творцу». Отсюда мы видим, что благодарность к человеку сравнивают с благодарностью к Всевышнему. Так же, как Всевышнего благословляют дважды – до и после еды — так и товарищу нужно быть благодарным и благословлять его дважды: первый раз перед тем, как он оказывает нам услугу, а второй раз – после этого. То есть именно так, как Моше благословил народ Израиля.


http://www.beerot.ru/?p=45750