Недельная глава Хукат
«И умерла там Мирьям» (Бемидбар, 20:1).
Всем известно, что Моше и Аарон умерли от «поцелуя Всевышнего». О них обоих в Торе сказано, что их смерть была «устами Всевышнего». Однако мудрецы рассказывают нам, что и пророчица Мирьям умерла подобным же образом, «устами Всевышнего». «А почему о ней такого не сказано? Потому что предосудительно сказать о ней такое».
Та же возвышенная прилепленность к Творцу, которой обладали Моше и Аарон, была и у Мирьям, но об этом никто не знает. Тора не рассказывает нам об этом!
Моше, Аарон и Мирьям были столпами народа Израиля в пустыне. Сказано в трактате Таанит: «Три хороших попечителя были у народа Израиля: Моше, Аарон, и Мирьям. И в их заслугу были даны три хороших дара: колодец (источник), облако (славы), и ман. Колодец – в заслугу Мирьям. Облачный столб – в заслугу Аарона. Ман – в заслугу Моше». О Моше и Аароне все слышали, а величие Мирьям было скрытым, тихим и скромным.
Это касается и нас самих. Когда юноша, учащийся в ешиве, оценивает свое будущее, он полон стремлений: он желает знать весь ШаС, учиться с упорством и постоянством, достичь вершин. Эти стремления поддерживают и помогают ему на протяжении всех лет.
А к какому величию стремится женщина?
Никто не знает! И здесь мудрецы говорят нам, что Моше, Аарон и Мирьям обладали одним и тем же уровнем величия, но о смерти Мирьям, смерти «от поцелуя Всевышнего», никто не слышал. У женщин тоже есть великие стремления, охватывающие весь мир, — не меньше, чем у великих праведников мира, но об этом никто не знает.
У величия женщин нет внешних проявлений, даже в ее деяниях.
Суть и величие женщины нельзя увидеть, даже если мы будем следить за ней двадцать четыре часа в сутки – поскольку оно внутреннее и скрытое.
Перевод: г-жа Лея Шухман