Лех Леха — Час беды — час благоволения

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1531
час благоволения

Недельная глава Лех Леха

«Она (Агарь) воззвала к говорившему с ней Г-споду: “Ты Б-г видения!”. И сказала: “Неужели я видела и здесь видение?”» (Берешит, 16:13).

«Ты Б-г видения» означает «видящий обиду несчастных». «Неужели… и здесь» – выражает удивление, что и здесь, посреди пустыни, я увидела посланника Всевышнего после того, что видела их в доме Авраама, где я была привычна видеть ангелов (Раши, там).

А Сфорно комментирует: «Ты Б-г видения в любом месте, а не только в доме праотца Авраама, как сказали мудрецы: “Все (небесные) врата заперты, кроме врат обиды”».

Объясним это. Дом Авраама и Сары был полностью подобен Бейт Микдашу. Это было место, полное святости, и Шехина постоянно присутствовала там. И чудеса, которые были в Бейт Микдаше (Храме), постоянно были и в их доме, как приводит Раши в комментарии к главе Хаей Сара: в шатре нашей праматери Сары свеча горела от кануна Шаббата до кануна следующего Шаббата, как постоянные свечи Бейт Микдаша, на ее тесте всегда было благословение, как и на хлебе лехем а-паним в Храме (если человек съедал хотя бы маленький кусочек этого хлеба, уже чувствовал себя совершенно сытым), и облако пребывало над шатром – то есть присутствие Шехины. Разные ангелы постоянно были там, и каждый, кто заходил в Бейт Микдаш наших праотцов, удостаивался прилепиться к Шехине в самой большой степени.

Поэтому Агарь думала, что, когда убежала из дома Авраама и Сары и ходила по пустыням, она вышла из Бейт Микдаша и отдалилась от величайшей связи с Творцом и святости, которая пребывала в доме наших святых праотцов.

И вдруг – ей дается чудесное открытие, что есть еще один вид Храма: это пребывание Шехины и близость Всевышнего к человеку, находящемуся в беде. В момент, когда человек в беде, Всевышний находится прямо вместе с ним и сопереживает его горю, как сказано: «Ибо так сказал Возвышенный и Превознесенный, Пребывающий вечно, Чье Имя свято: “В (месте) самом высоком и святом Я пребываю, и Я же – с сокрушенным и павшим духом, чтобы оживить дух павших (духом) и оживить сердце сокрушенных!”» (Йешаяу, 57:15). Также сказано в Теилим (91): «Позовет Меня – и Я ему отвечу, в беде Я вместе с ним».

Насколько же это близко нам! Мы ведь не привыкли видеть ангелов в доме праотца Авраама, а если увидим ангела – наша душа покинет тело от сильнейшего страха и ужаса, как думал Маноах, когда увидел ангела, что сразу же умрет, – а мы-то тем более. Однако, если бы нашим глазам было позволено видеть, мы видели бы, как Шехина вместе с колесницей святых ангелов-срафим приходит к человеку, когда он в горе!

А мы? Когда есть беды, хоть чуть-чуть, мы тут же теряемся и не знаем, что делать и к кому обратиться.

А ведь на самом деле в это время исполняется для нас сказанное в книге пророка Йехезкеля (который тоже жил уже после разрушения Храма): «И протянул он нечто подобное руке, и взял меня за пряди (волос) на голове моей, и понес меня ветер между землею и небом, и доставил в Иерусалим». Каждый раз, когда человека кто-то обидел или оскорбил, или еще какое-то горе постигло его, сразу же Всевышний как бы бежит к нему со всей Своей свитой, и в эти чудесные мгновения человек должен усилить молитву и просьбу перед Творцом своим, ведь это – час благоволения, и место, где он находится – подобно Бейт Микдашу, и его молитва желанна Творцу и принимается Им, как сказано (Теилим, 22): «Ибо Он не презрел и не отверг стон бедняка, и не отвернул от него Лик Свой, и когда вопит он — к нему прислушивается».


http://www.beerot.ru/?p=48046