Экев — Связь творения с Творцом — в хлебе

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1941

Недельная глава Экев

«Не хлебом единым жив человек» (Дварим, 8:3).

В нашем мире, «точка жизни» [т. е. точка нашего соприкосновения с Источником жизни] проявляется в хлебе, сделанном из пяти видов злаков. Так приводится в данном стихе: человек живет на хлебе (но кроме материального хлеба, есть еще и «тем, что исходит из уст Творца», как сказано в продолжении).

По той же причине «дерево, плод которого съел Адам, было пшеницей», ведь «малыш не умеет говорить “папа” и “мама”, пока не попробует вкуса злака» (см. Брахот, 40а). Есть еще множество замечательных глубоких и скрытых смыслов, касающихся хлеба, но здесь не место распространяться на эту тему.

«Точка жизни» означает точку соприкосновения между евреем и Всевышним. Сказано в Коэлет (7:12): «Преимущество в знании – в той мудрости, (которая) обеспечивает жизнь обладающего ею». Когда человек знает о существовании Творца – в самом этом знании заключается «точка жизни» человека, а когда у него, не дай Б-г, отсутствует это знание, он просто подобен мертвому! У него нет никакой связи с жизнью.

И в хлебе мы находим особое качество, которое не существует в остальных видах пищи, даже самых больших деликатесах.

Любой вид пищи, который человек ест постоянно, по природе вещей надоедает ему, и становится противен. Даже пироги и торты, которые, на первый взгляд, подобны хлебу, поскольку тоже сделаны из муки, и иногда на них даже благословляют «Амоци», тем не менее, тоже становятся противны, если их едят слишком много.

Все это верно для любого вида еды, кроме хлеба! Его можно есть на завтрак, обед и ужин – и он никогда не надоест. Это Всевышний заложил в творение, поскольку в хлебе заложена «точка жизни» человека – «для души [т. е. для жизни] своей принесет свой хлеб». Существует возможность жить только на хлебе, как младенец живет только на молоке своей матери.

Однако, на деле, реальность не совсем такова.

По природе своей человек не удовлетворяется простым, настоящим хлебом, который представляет собой муку из злаков с водой. Он заинтересован в том, что и в хлебе будут более высокие проценты удовлетворения его личных желаний и страстей, чтобы хлеб был более вкусным – когда в него добавляют дополнительные ингредиенты: сахар, масло и т. п., а также, когда он ест хлеб с чем-то еще.

«Точка жизни» в самой большой своей силе проявляется, когда в Песах едят мацу, сделанную лишь из муки и воды, без всяких добавок.

Там заложен прямой канал связи между творением и его Творцом, без всякой добавки эгоизма. В маце нет особого вкуса, ради которого еврей захочет есть ее. Желание есть мацу происходит из желания жить.

Получается, когда мы едим мацу – это помогает «точке веры» во Всевышнего проникнуть нам внутрь. Когда человек ест ее – он ощущает, что именно Всевышний – Тот, Кто дает ему жизни, питает и обеспечивает его. Это держит и дает нам жизнь и в другие дни года.

Перевод: г-же Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=73955