Ваишлах — Ангелы Святой Земли – посланники человека?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1368
Сорок два перехода

Недельная глава Ваишлах

Особый статус Земли Израиля

Рассказ о недельной главе Ваишлах необходимо начать с конца предыдущей главы – Ваеце. Сказано, что после того, как Яаков расстался с Лаваном, он пошел «по своей дороге» и встретил «малахей Элоким», буквально – «Б-жественных ангелов». Раши объясняет в своем комментарии, что это были ангелы Святой Земли, которых послал Всевышний, чтобы провести Яакова в Эрец Исраэль. То же самое мы видим и в начале предыдущей главы, когда Яаков идет из Эрец Исраэль в Харан. Один из комментаторов, объясняющих сон Яакова про лестницу, «сулам Яаков», говорит: то, что ангелы поднимались и спускались – знак, что Яакова оставили ангелы Святой Земли, и дальше сопровождали его ангелы «заграницы».

Особая вещь, которая была обещана Всевышним нашим праотцам – Аврааму, Ицхаку и Яакову – наследие Святой Земли. Земля эта – особая, и ее уникальный статус отражен, в первую очередь, прямо в Торе. Сказано, что «глаза (прямое управление) Всевышнего на этой земле – от начала года до конца года». Это не противоречит тому факту, что все в мире управляется Всевышним в равной степени. Просто большинство мест управляется через «посредников» – сарей а-умот, ангелов народов мира. И лишь Святая Земля удостоилась прямого управления, настолько, что даже Потоп ее не коснулся (здесь тоже все было под водой, но не было того страшного дождя, вода пришла со стороны).

Таким образом, когда мы говорим о «смене ангелов», мы можем видеть изменение характера правления. Приведем пример. Поскольку через несколько недель наступит Ханука, вспомним, что есть два праздника, которые являются постановлениями мудрецов: Ханука и Пурим. Виленский Гаон говорит о величии чуда Пурима, и, наряду со всеми аспектами этого скрытого чуда, называет основной – то, что это происходило не в Эрец Исраэль. Наша Земля – место, в котором чудеса более естественны, чем в любом другом месте, потому что даже чудеса имеют свой «порядок».

Есть мир духовный, и есть материальный, в котором мы живем, и влияние которого мы наиболее полно ощущаем. Помня о том, что для Всевышнего нет преград, и Он может сотворить любое чудо, в любом месте и в любое время, отметим, что влияние духовного (тех самых чудес) в нашем мире обычно ограничено материальными рамками «природы». Как сказал Хазон Иш, «законы природы – это тоже Воля Всевышнего, только более постоянная». Правление Всевышнего в Эрец Исраэль – прямое, без посредников, и некоторые вещи здесь «поднимаются над природой», и это в порядке вещей.

И в Пиркей Авот, и в трактате Йома в Талмуде есть несколько мест, где говорится, что и в Храме, и во всем Иерусалиме были постоянные чудеса. В трактате Шаббат говорится, что западная «лампадка» Меноры свидетельствовала о том, что есть Шехина, Б-жественное присутствие в нашем народе. Во времена, когда народ в целом и его первосвященник были праведными, все стаканчики Меноры одинаково наполнялись маслом, одинаково сгорали, кроме одного – того самого западного светильника, который горел даже тогда, когда все остальные сгорали, и до того времени, когда заново зажигали Менору. В этом – постоянное ежедневное чудо Хануки, еще до событий, в честь которых установили праздник, и это – верный признак присутствия Шехины в народе Израиля. Храм был тем местом, где соединялись высшие и низшие миры, а реальность такова, что перед законами высших миров законы низших миров не имеют силы! В Эрец Исраэль есть 10 уровней святости: самые высокие уровни – в самом Храме, а относительно него вся наша Земля – как большой Храмовый двор; она вся – как часть Храма!

Есть места, где дождь – самое естественное, что может быть. Вспомним все, что мы слышали про Англию! Также Россия, Америка… В большинстве стран дожди – абсолютно нормальное явление, которое наступает в срок и проходит со временем. Израиль же – совершенно другой. Тут дожди могут быть, а может за всю зиму не пролиться и капли – это одно из проявлений того, что «глаза Всевышнего постоянно на этой земле». Дождь напрямую зависит от Его милости: если мы удостаиваемся – то будет дождь, если же нет – то и дождей не будет.

Тору можно исполнить в совершенстве только в Эрец Исраэль: это касается заповедей, связанных с жертвоприношениями, с землей и т. д. Сейчас, когда Храм разрушен, многие законы для нас невыполнимы: служение в Храме, трумот и маасрот (от урожая) – мы можем выполнить только постановления мудрецов, но не законы Торы. Однако исполнение Торы нашим народом особенно ценно именно в Земле Израиля.

Сила заповедей Торы в Эрец Исраэль намного выше, чем в любом другом месте земли – это мы учим из комментария Раши к книге Дварим, ко второму отрывку из «Шма». Раши приводит мидраш: Всевышний заповедал нам исполнять заповеди не только на Святой Земле, но и в изгнании, чтобы, когда мы вернемся обратно (из изгнания), они не были бы для нас чем-то новым. То есть, вся сила заповедей вне Земли Израиля – только для того, чтобы не забыть их, когда мы все вернемся в нашу Землю! При этом следует помнить, что исполнение заповедей вне Земли Израиля – такая же заповедь Торы, как и все остальные!

Постараемся объяснить это. В исполнении любой заповеди есть две стороны. Первая – помнить о том, что ты исполняешь волю Творца в общем, и неважно, в чем конкретно эта воля в данный момент проявляется. В этом аспекте нет никакой разницы между самой трудновыполнимой заповедью и самой легкой. В аспекте служения, т.е. намерении исполнить волю Творца, нет никакой разницы между Землей Израиля и заграницей.

Вторая сторона – то, какую силу имеют наши заповеди, то, как они влияют на Б-жественное исправление мира. В этом видится особое понимание Раши разницы между исполнением заповедей в Эрец Исраэль и за границей.

Одним из проявлений воли Всевышнего было то, чтобы наши поступки влияли на Его управление миром. Есть разница, исполняет ли человек волю Царя и не нарушает его приказания в царском дворце, или же где-нибудь в провинции. Жизнь по воле Творца в Его «дворце» – вещь более строгая и более тяжелая, но выше и награда!

Ангелы – посланники человека?

Говорится в нашей недельной главе, что «Яаков отправил перед собой (к Эйсаву) малахим». Само по себе слово малахим имеет множество значений, и в Мидраш Раба есть дискуссия по этому поводу: имеются в виду малахим, как ангелы буквально, или малахим, как посланники? Раши говорит – «малахим мамаш», «именно ангелы (настоящие)». Рамбан с ним спорит (и вы можете сами это прочитать – недавно было издано Пятикнижие на русском языке с комментариями Рамбана), однако для нас как для еврейского народа основополагающим всегда был и остается комментарий Раши, как квинтэссенция слов мудрецов всех предыдущих поколений. Комментарий Раши – «малахим мамаш» – пересекается с тем, что мы прочитали в предыдущей главе: Яаков встретил ангелов Всевышнего, и их же послал к брату Эйсаву! Возникает вопрос: при всех неоспоримых достоинствах нашего праотца Яакова, кто он такой, чтобы «послать ангелов Всевышнего»? Ответ очевиден и напрашивается сам собой: на то была воля Творца, и Он дал Яакову право и возможность это сделать.

В ТаНаХе есть слова: «ве-Яаков хэвель нахалато…». Слово хэвель буквально означает «земля» – не в смысле «почва», а какой-то район, область. То есть, Яаков – это, буквально, «удел, наследие Всевышнего» – по самому простому пониманию. Есть и другое понимание: хэвель – это веревка. Какое отношение наш праотец Яаков имеет к веревке? Написано в книге «Даат Твунот» об основе всего того, что мы делаем, будучи евреями: наши поступки здесь, в нашем мире, связаны с высшими мирами. Казалось бы, достать соринку из еды в Субботу – в чем здесь преступление, никто и не заметит! Однако, это – млаха, один из видов запрещенных в Шаббат работ, и за нарушение запрета млахи борер (отбор) следует наказание по Торе, как за тяжелейший грех! В чем здесь дело? Дело в том, что Всевышний связал наше поведение здесь с его влиянием на высшие миры, и то, как мы ведем себя в нашем мире – хорошо или плохо, согласно Торе или не считаясь с ней – оказывает влияние на все мироздание в целом. Хэвель – это веревка, канат, он начинается в высших мирах и кончается на Земле. Мы в этом мире как бы «дергаем» за конец каната, и это движение доходит до самого верха, и «дергает» что-то наверху.

В этом – принципиальная вещь, о которой сказано еще в Берешит: Всевышний создал человека бе-целем Элоким, «по образу и подобию Творца». В книге «Нефеш а-Хаим» рава Хаима из Воложина, величайшего ученика Виленского Гаона, подробно рассматривается, почему в определении «бе-целем Элоким» упоминается именно это Имя Б-га, а не другие имена. Он говорит так: имя Элоким имеет два значения. Оно имеет значение Суда (и так это приводит Раши), и еще одно значение – Хозяин всех сил, «Всесильный». В любом месте, где встречается это определение – Всесильный, нужно иметь в виду, что это не просто прилагательное, а именно перевод одного из аспектов имени Б-га – Элоким. Это – единственное Имя, которое относится также к вещам земным, судьи и правители земли также могут называться – элоим; причина – в том, что это слово означает «власть» и «суд». И говорит об этом рав Хаим из Воложина, что, когда человек называется «подобен Элоким», это означает, что человеку дана власть и возможность влияния на все миры – именно потому, что он создан по подобию Творца. Все, что человек делает «внизу», напрямую связано с тем, что происходит в результате этих действий «наверху». Всевышний хотел и хочет, чтобы все мировое правление было связано с нашими поступками. Это, по большому счету, является основой всего еврейского знания. Без этого – невозможно достичь понимания, для чего нам надо исполнять заповеди, почему за какие-то поступки нас постигает наказание, и так далее.

Человек подобен Всевышнему еще и в том, что он является как бы «хозяином всех сил». Если волю Творца будут исполнять – то это окажет влияние на мир в лучшую сторону. Если же эту волю будут нарушать, то это приведет к разрушению. Поэтому, говорит мидраш, когда ангелы впервые увидели Первого человека (Адам а-ришон), они хотели петь перед ним песню – они думали, что это одно из проявлений Творца. Когда первый человек сильно опустился после греха, он потерял возможность так сильно влиять на мир. Однако наш еврейский народ после получения Торы, и наши праотцы после того, как они открыли для себя Творца и признали его власть, получили вновь уникальную возможность влиять на миры.

Сказано про нашего величайшего царя Шломо: ва-йешев Шломо аль кисе Ашем, «и сидел (т. е. правил) Шломо на троне Всеышнего». Сказали наши мудрецы: «сидел на троне Всевышнего» означает, что царь Шломо правил и низшими, и высшими (мирами). В нем раскрылось качество Всевышнего, которое называется малхут, «царство», и это дало ему возможность влиять в своем правлении на низшие и на высшие миры.

В этом отношении мы можем также понять то, что сказано о Яакове что он «послал малахим». Яаков был именно тем человеком, который подобен Всевышнему, и в силу своего величия и многочисленных достоинств он получил силу правления не меньшую, чем Шломо – и ему подобало послать ангелов!

Говоря об Эрец Исраэль, надо отметить у нее еще одно принципиальное достоинство – то, что касается Торы. Сказано в трактате Ктубот, что один человек, который учит Тору в Эрец Исраэль, равен двум учащимся за границей. А один, который приезжает из-за границы учить Тору в Эрец Исраэль, равен двум, которые с детства учили Тору в Эрец Исраэль. Объяснить это можно так: все, что вне Эрец Исраэль – места, далекие от Всевышнего, учить Тору там тяжелее. Воспринять, выучить в Земле Израиля Тору можно намного быстрее и легче – и поэтому учеба здесь вдвое эффективнее, чем за границей (оговоримся, что речь идет о людях, праведно изучающих Тору).

Человек же, который искренне и самоотверженно учил Тору за границей, привык прилагать большие усилия и больше вкладывать в учебу – поэтому, если он приедет в Святую Землю, эффективность его учебы будет вдвое выше, чем у того, кто привык впитывать Тору буквально «из воздуха» Святой Земли!

Итак, буквально в нескольких словах мы объяснили, как упоминание ангелов Всевышнего явилось для нас намеком на то, что сменилось само управление над Яаковом – с управления в Святой Земле на управление за границей, и обратно. Также стало понятно, почему Яаков удостоился того, чтобы буквально управлять ангелами, «посылать их» как своих гонцов – благодаря тому, что всеми своими действиями в этом мире он исправлял все миры: как нижние, так и верхние. В Пиркей Авот есть намек на то, как нам следует себя вести: сделать волю Всевышнего своей, и исполнять ее, как свою, и тогда Всевышний исполнит твою волю, как Свою! Когда человек ставит себя на такой высокий уровень, что устраняет свою волю и старается исполнить волю Творца наиболее тщательным образом, Всевышний в первую очередь отвечает на молитвы такого человека, и даже без того, чтобы он просил, исполняет все его желания и дает ему все необходимое в изобилии. Всевышний исполняет его волю: когда Яакову понадобились достойные посланники к Эйсаву, Всевышний предоставил в его распоряжение ангелов. Дай Б-г нам удостоится исполнять Его волю в совершенстве!

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=51676