Ки Таво — Труд над обретением Торы

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1323
труды над торой

Недельная глава Ки Таво

«За то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего» (Дварим, 28:47)

Сказано в «Авот де-раби Натан», гл. 20:

Раби Ханания сган а-коаним сказал: «С каждого, кто впитывает слова Торы в сердце свое, снимают страх перед войнами, страх перед голодом, глупые рассуждения, развратные побуждения, подстрекательство злого начала, мысли о чужой жене, пустые помыслы и страх перед людьми. Ибо так написано в книге Теилим Давида, царя Израиля (19:9): «Повеления Г-спода справедливы, веселят сердце; заповедь Г-спода чиста, освещает очи». Но на всякого, кто не впитывает слова Торы в сердце свое, наводят страх перед войнами, страх перед голодом, глупые рассуждения, развратные побуждения, подстрекательство злого начала, мысли о чужой жене, пустые помыслы и страх перед людьми. Ибо так написано нашим учителем Моше (Дварим, 28:4648): «И будут они на тебе (проклятия) знамением и доказательством, и на потомстве твоем вовек. За то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего. И будешь служить врагу твоему (в частности, дурному началу), которого нашлет Г-сподь на тебя, в голоде и в жажде, и в наготе, и в лишении всего; и возложит он ярмо железное на шею твою…»».

Что же это означает: «принять слова Торы в сердце свое»?

Той самой Торы, в которую смотрел Творец, создавая наш мир. Той, без которой этот великий и прекрасный сотворенный Им мир становится пустым и бессмысленным, как сказал Он: «Если бы не завет Мой (об изучении Торы) днем и ночью, – законов неба и земли не установил бы Я» (Ирмияу, 33:25). Это означает одно: разделить с Ним, Творцом, заботу о сохранении мира, сделать ее своей сердечной заботой! И так же, как человек никогда не забывает того, что у него действительно на сердце, – не должен он отрывать мысленный взгляд свой от Торы ни на миг! И Творец никогда не оставит того, кто несет вместе с Ним эту ношу, и зачислит этого человека в круг особо приближенных к Нему, и будет наблюдать за ним иначе, и даст ему силы и все необходимое для служения, и – само собой – избавит от всех помех, посторонних забот и излишних испытаний!

Сказано в Шулхан Арухе (Орах Хаим, 1) об утреннем пробуждении: «Пересилит себя, подобно льву, чтобы подняться утром для служения Творцу своему, – так, чтобы «он (человек) будил рассвет»» (а не рассвет будил его, как объясняют Тур и Левуш). Пишет там Рамо: ««Представляю Г-спода пред собой всегда» (Теилим, 16:8) – это большое правило в Торе, одно из достоинств праведников, шагающих перед Б-гом, – ибо не таково поведение человека… и речи его… когда он один дома… и когда он находится перед великим царем».

Мальбим (в книге «Арцот а-Хаим» – комментарии к Орах Хаим) приводит в связи с этим сказанное Рамбамом в «Море Невухим» (гл. 51): «Высшего наблюдения и управления судьбой своей человек удостаивается лишь по мере постижения им Высшей мудрости (то есть Торы) и единения его с Всевышним и с ней. И когда он достигает совершенства в том, что не отрывает и не отвлекает внимания своего от Всевышнего – неотрывно пребывает над ним Высшее наблюдение и попечение Его – целый день, и будет он оберегаем от всяких бед. Но если он временами упускает Всевышнего из внимания – оставляет также и его на это время Высшее наблюдение и попечение, и оставлен он тогда «на произвол случайности» (то есть остается над ним наблюдение более скрытое и менее персональное), подобно скоту и зверям лесным, – и возвращается к нему (Высшее наблюдение), когда он вновь обращает к Всевышнему все свои мысли».

И обо всем этом ясно сказано в Мишне, в самом конце трактата Кидушин:

Рабби Неорай говорит: оставляю я все ремесла, что есть в мире, и не учу моего сына ничему, кроме Торы, – потому, что человек питается частью воздаяния за нее в этом мире, а его основная часть сохраняется ему для мира грядущего. Не таковы остальные ремесла: когда человек болеет, доживает до старости или мучений, так, что не может уже заниматься своим ремеслом, – он умирает от голода. Но не такова Тора: она охраняет человека от всякого зла в юности его и дает ему будущее и надежду в старости. О юности – что сказано в Писании? «Надеющиеся на Б-га обновят свою силу» (Йешаяу, 40:31); а о старости что сказано? «В седине все еще плодоносить будут» (Теилим, 92:15). И так же – об Аврааме, отце нашем, мир ему (Берейшит, 24:1): «А Авраам стал стар…» (на языке Торы – «закен»; и толкуют наши мудрецы это слово как «зе кана» – «этот приобрел», то есть обрел свое состояние – Тору; и далее там): «…и Г-сподь благословил Авраама во всем». Авраам, отец наш, исполнял всю Тору до того, как она была дана, как сказано (Берейшит, 26:5): «Поскольку слушался Авраам голоса Моего, соблюдал Мои предостережения, заповеди, законы и установления».

Наши мудрецы открывают нам здесь нечто удивительное: хотя у Авраама было много заслуг, чтобы удостоиться величайших благословений, – его вера, стремление делать благо другим людям, выдержанные им испытания, – истинной причиной их, в конечном счете, был его труд над обретением Торы.

Составил и перевел рав П. Перлов со слов рава И. Полищука.


http://www.beerot.ru/?p=51395