Насо — Секрет успеха

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1368

Недельная глава Насо

В этой главе, там, где говорится о дарах, которыми надо одаривать священников, есть такие слова: «И человек святости его (т.е. то, что он должен дать коэну) ему будет». Раши комментирует это так, что тот, кто не даст положенное по Торе коэнам и левитам – например, десятину, то такой человек сам останется с десятиной. Буквально – «святости», которую он должен дать, – если в итоге она останется «его», то лишь это у него и будет (то есть малая часть). В продолжение стиха говорится «человек, дающий коэну, ему будет». То есть тот, кто даст коэну, говорит Раши, удостоится большой брахи.

Приводят историю о ребе из Клойзенбурга, раве Йекутиэле Йеуде Альберштаме, который большое внимание уделял тому, чтобы любой дом учения был красивым и удобным. Как-то раз незадолго до Второй Мировой войны ребе из Клойзенбурга уговорил местного богача дать деньги на строительство нового хедера – просторного, светлого, красивого. Богач деньги дал, и здание было построено. Вскоре после этого разразилась Катастрофа, и от хедера, как и от общины города Клойзенбурга, практически ничего не осталось.

Как известно, ребе из Клозенбурга пережил Катастрофу и смог выжить благодаря многим чудесам. После окончания войны он встретился с тем самым богачом, который дал деньги на хедер. Богач с грустью сказал ребе, что от того прекрасного здания, на которое он выделил большую сумму, ничего не осталось. «Напротив», – сказал ему ребе, – «возможно, это здание – это как раз то единственное, что у тебя осталось (возможно, что тот богач выжил благодаря хедеру). Ведь что может быть лучше, чем давать деньги на Тору!»

На иврите есть понятие «ацлаха» – успех. Есть книги, учебники и даже научные труды на тему «как преуспеть». Все эти труды обучают, как обогатиться и обеспечить себе место в обществе. Понятие ацлаха в иудаизме – другое. Праведный человек, цадик, называется у нас «иш мацлиах», преуспевающий человек. Возьмем пример из Торы – Йосеф а-цадик. Тора называет его иш мацлиах, и он преуспел везде: в доме у Потифара, в тюрьме и на посту первого министра фараона. От рава Моше Шапиро я слышал четкое определение того, что такое успех: успех – это когда человек умеет вложить свои силы и средства в то дело, которое принесет ему истинные плоды.

Каждое утро после благословений на Тору мы перечисляем заповеди, истинное вознаграждение за которые мы получим в мире грядущем, но плоды их – в этом мире. Истинный успех — это когда все, что человек делает – это «вложение», посев, который приведет к исправлению мира и несет добро всему творению. Истинный успех не в том, чтобы съесть плод, а в том, чтобы посадить дерево, на котором в будущем вырастет множество прекрасных плодов.

Еще одно понятие в нашем языке – закен, буквально – «старец». В более глубоком смысле закен означает человека, который приобрел мудрость Торы. Закен в этой трактовке – аббревиатура фразы «зе кана» – «этот приобрел». Что же можно приобрести, важное настолько, что об этом говорит святой язык? В этом месте не говорится прямо, что приобрел. Почему же наши мудрецы поняли это именно как обретение Торы? Мы можем выучить из слов наших мудрецов, что истинное приобретение, плоды которого мы можем увидеть уже в нашем мире, а истинную награду получим в мире будущем, – только в Торе и только в исполнении воли Творца. Иш мацлиах в Торе – человек, который много часов учится и погружен в Тору всеми своими мыслями постоянно. Иш мацлиах в бизнесе – человек, который учится пусть несколько часов в день, но мудрость Торы помогает ему уметь правильно вкладывать деньги – не в материальные излишества, а в Тору и добрые дела!

Рав Моше Шапиро говорил, что в последних поколениях лучший пример иш мацлиах, успешного человека, это Хафец Хаим. Все его предприятия существуют, растут и постоянно приносят плоды.

Сказанное в нашей главе про успешного человека – «тот, кто даст свои деньги коэну» – в широком смысле имеет в виду не именно дающего коэну, но любого человека, который освятит свои деньги, а самое большое освящение – это Тора. Истинный успех — это освятить свои деньги вложением в самый беспроигрышный бизнес – Тору. В этом плане не так важно, кому именно пойдут эти деньги: колену Левитов или любому другому человеку, который занимается Торой – отданное становится истинным приобретенным, а оставшееся – преумножится.

Рав Шимшон Довид Пинкус долгие годы вел молитву в Йом Кипур как шалиах цибур. Сказано, что шалиах цибур, который молится мусаф в Йом Кипур и читает при этом седер авода – порядок службы в Храме в Йом Кипур – может просить у Всевышнего о трех вещах: или о руах а-кодеш, или о богатстве, или о праведных детях. Рав Пинкус говорил о себе, что он всегда просил о том, чтобы его дети пошли по путям Торы и преуспели в этом – ведь именно в детях наше истинное богатство! А руах а-кодеш, говорил рав Пинкус, слишком высокое для меня понятие… (Надо нам с вами понимать, что мы говорим о выдающемся мудреце Торы, и если не он, то кто тогда может быть достоин руах а-кодеш?)

Вся Тора и заповеди – то вечное здание, которое мы строим во все годы нашей жизни, и место этого здания – в мире грядущем. Многие добрые дела оставляют след и продолжают «работать» и после ухода человека из этого мира. Человек, вложивший себя в этом мире в строительство мира Торы, воспитывая достойных учеников, которые будут нести Тору следующим поколениям, или, будучи истинным Звулуном, соучастником изучения и передачи Торы следующим поколениям самоотверженной материальной поддержкой, – оставляет после себя великое здание – поколение изучающих Тору. Но далеко не у каждого получается стать главой ешивы и бизнесменом, несущим бремя поддержки Торы. Однако у каждого есть обязанность построить здание вечности и в этом мире, воспитывая и передавая Тору своим детям.

Есть места, где хорошо делать деньги, но не всегда эти места подходят для того, чтобы растить детей в обстановке святости и чистоты. Нужно уметь видеть картину в целом, смотреть в будущее и с ясной головой решить для себя, какого именно богатства мы собираемся просить у Всевышнего: материального достатка (и в этом нет ничего плохого, если этот достаток будет служить хорошим делам) или успеха для наших детей, что для любого родителя составляет главное богатство и приносит больше всего радости. Иметь семью и выращивать детей – это большой труд, у меня, слава Б-гу, есть в этом некоторый опыт. Однако это вложение, если оно правильное и хорошее, принесет не 10 и не 50 и даже не 1000 процентов прибыли, а несравненно больше. Когда человек женится, ему желают построить «биньян адей ад» – буквально «вечное здание». Здание человека – это его семья и его продолжение в детях. От него самого зависит, будет ли это крепкое красивое здание Торы или же, не дай Б-г, наоборот…

Для тех же, кто не удостоился, не дай Б-г, достойных детей, уже раскрыл врата надежды на удел в вечности наш великий учитель Хафец Хаим в своей книге «Шем Олам» – посвятить свою жизнь благотворительности, строгому соблюдению Шаббата, самоотверженной поддержке Торы.

Ко мне часто приходят люди посоветоваться: где жить? Мне кажется, на такой вопрос лучше всего может ответить сам спрашивающий: посмотреть внутрь себя, затем обратить взгляд в будущее и понять, что он там хочет увидеть: шести- или семизначное число в балансе банковского счета или праведных детей, изучающих и преподающих Тору, построивших красивые еврейские дома? Почему-то выбор часто стоит между двумя полюсами: или жить в месте, где можно заработать денег, но очень трудно воспитать детей цельными праведными евреями, или жить в религиозной общине, так что парнаса потребует развитого качества битахон – полагание на Творца. Большой вопрос – что видят дети из окна, потому что это очень влияет на их духовный рост. Или это центр Москвы, где понятие Шаббат не существует, или это Иерусалим, где мои дети, например, видят из окна огромный бейт мидраш «Оэль Йосеф», где ежедневно учат Тору около 700 человек – там без перерыва либо идет учеба, либо идет молитва, и даже ночью там горит свет…

Есть в наше время «окно» в мир – экран компьютера. Дети способны увидеть в нем все мерзости этого мира. Наши дети прекрасно растут и без этого «окна» – веселыми, любящими добро и почитающими родителей.

Нужно напоминать самому себе, что парнаса – от Всевышнего, и сказано в Коэлет, что есть богатство, хранимое человеку ему на зло. Старая тактика дурного начала – ослепить нас ложными ценностями и умалить в наших глазах истинные ценности. Приближается праздник Шавуот, и мы просим Творца, чтобы он открыл нам глаза на истинные ценности, и в этом состоит подлинный секрет успеха.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=53776