Ки Тиса — В основе любой критики – любовь

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1311

Недельная глава Ки Тиса

Раби Леви Ицхак из Бердичева оставил о себе память в Бердичеве, в том числе, и среди неевреев. Так, например, исключительно заслугами святого праведника (и его могилы) можно объяснить то, что это место не пострадало от Чернобыльского взрыва (так утверждали жители города). Раби Леви Ицхак был также знаменит своим заступничеством перед Небесным судом за простых евреев. Так, однажды он наблюдал, как еврейский кузнец подковывал лошадь: практически не вынимая молотка из рук и гвоздей изо рта, он надел талит и тфилин, помолился Шахарит. И все это – не отрываясь от работы! Раби Леви Ицхак обратился к Всевышнему со словами: «Посмотри, какие хорошие есть у Тебя евреи! Они обращаются к Тебе даже во время своей работы!»

Как-то Сатмарскому Ребе раву Йоэлю Тейтельбойму, который был большим порицателем происходящего среди евреев в Земле Израиля, привели в пример вышеупомянутый случай с раби Леви Ицхаком из Бердичева: «раби Леви Ицхак искал оправдания, а вы, наоборот, порицаете нас?» На что Сатмарский Ребе резонно заметил, что то, что сказал раби Леви Ицхак из Бердичева в обращении к Всевышнему мы знаем, но знаем ли мы, что он сказал самому кузнецу?

Нам сейчас в отношении наших братьев, которые еще не пришли к тшуве, надо вести себя вдвойне внимательно: с одной стороны, все они (да и мы сами в прошлом) относятся к категории «тинок ше-нишба», «плененный ребенок». Но, с другой стороны, мы не должны отмалчиваться, а можем и должны прямо говорить о том, кто такой настоящий еврей, и как он должен выглядеть – в глазах Всевышнего и в глазах окружающих.

Больше 20 лет тому назад состоялся большой съезд партии «Дегель а-Тора», на котором выступал рав Шах. Его выступление наделало много шума в обществе и в прессе: он задел «священную Израильскую корову» – «бней кибуцим», киббуцников. Рав Шах не прибегал к бранным словам, не дай Б-г, и не произнес ничего оскорбительного. Он задал лишь простой вопрос: в чем они евреи? В прессе поднялась большая шумиха, киббуцники возмутились: кто-то посмел задеть гордость государства! Однако при этом нашлись бней кибуцим, которые услышали вопрос рава Шаха, и он дошел до их сердец, и они задумались и вернулись к Торе.

Еврейский народ – святой народ, мы несем в себе святую душу.

Однако не всегда можно достучаться до души, лишь «гладя по головке» и восторгаясь всем, что наш народ делает. Иногда приходится говорить иначе, и даже жестко, и все это бывает очень действенно, если соблюдается одно условие. Критикующий должен любить евреев. Если человек евреев не любит, он не может их порицать. То, что происходит не из любящего сердца, не может принести пользу. Это мы видим из поступков Моше, описанных в нашей главе. Видя поведение евреев в отсутствие Моше, Всевышний хочет уничтожить всех евреев. Моше буквально жертвует собой, чтобы спасти свой народ. И, с другой стороны, когда Моше спускается к евреям с горы Синай, он ведет себя, как жесткий правитель: наказывает виновных, уничтожает идолов, разбивает скрижали. Эти две стороны – безграничная любовь к своему народу и порицание для их же блага – составляли неизменную суть и силу Моше.

У нас с вами далеко не всегда есть силы и возможности порицать, наказывать, воспитывать… Единственное, что мы можем сделать – стараться говорить правду там, где это необходимо и может помочь. Однако еще прежде, чем мы начнем исправлять мир, надо исправить себя: надо научиться у Моше качеству «аават Исраэль», любви к народу Израиля. Мой учитель рав Хаим Камил говорил, что все ошибки, которые совершил Моше, все те случаи, когда он ослушался Всевышнего, имели место исключительно из-за его большой любви к народу Израиля. Нам с вами надо научиться ставить во главу всех своих поступков, прежде всего, любовь. Лишь порицание, высказанное с любовью, принесет добрые плоды.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=53272