Ваэтханан — вера в Творца и Его Тору

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3375

Ежедневная цитата
«Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе наверху, того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я – Всевышний, твой Б-г, Ревнитель…» 
(Шмот, 20:3-6)

Недельная глава Ваэтханан

«Остерегайтесь, чтобы не сделали вы… изваяние, изображающее все… ибо Г-сподь, Б-г твой,  – огонь пожирающий, Б-г Ревнитель …» (Дварим, 4:23).

То, что Тора называет Всевышнего «Б-гом Ревнителем» именно здесь, в связи с запретом идолопоклонства, несомненно, указывает на особую тяжесть этого греха. Рав Эльханан Вассерман, великий ученик Хафец Хаима, говорит, что, казалось бы, человек, совершив этот грех (делая себе идола или служа ему), может оправдаться, сказав, что заблуждался.

И более того, почему бы не применить к каждому безбожнику освобождающее от ответственности определение «полагающий запрет разрешенным»? Ведь может ли быть большее заблуждение, чем отрицание (не дай Б-г) существования Того, Кто запрещает? Действительно, вера в Б-га является предписывающей заповедью Торы. Но это само по себе непонятно. Как можно обязать человека  уяснить нечто, и в чем его вина, если он не смог этого уяснить?

Но на самом деле, говорит рав Вассерман, осознание веры в Творца весьма просто для любого человека. Для этого не требуется ни мудрости, ни философии. Даже детям и невеждам очевидно существование Б-га. И, как говорит Рабейну Бахья в «Ховот а-Левавот», любая книга самим порядком своих глав и мудростью, заключенной в ней, свидетельствует о написавшем ее. Только сумасшедший может утверждать, будто буквы сами возникли из случайно разлитых на бумагу чернил. Подобное приводят и мудрецы Талмуда:

Спросил один отступник рабби Акиву: «Кто создал мир?» Ответил ему: «Всевышний, благословен Он». Тот потребовал: «Докажи мне!» Спросил его рабби Акива: «Кто соткал твою одежду?». Ответил ему: «Ткач». Сказал р. Акива: «Докажи мне!» И, обратившись к ученикам, продолжил: «Как ткань свидетельствует о ткаче, дверь – о плотнике, а дом – о строителе, так весь мир свидетельствует о Всевышнем, благословен Он».

Слова рабби Акивы указывают также на другую важнейшую основу веры: то, что Тора дана с Небес.

Совершенно очевидно: что бы ни делал человек, он делает с определенной целью. Ребенок стремится к игрушкам и развлечениям, чтобы получить удовольствие. Взрослые занимаются делами, чтобы заработать. И даже животные совершают действия только с определенной целью. Тем более, сотворение человека было совершено ради великой и важной цели. Чего же желает Творец от человека, и как может человек исполнить свое предназначение, не зная, в чем воля Творца? Таким образом, мы вынуждены сказать, что Всевышний открыл Свою волю созданиям. Она – в Торе, полученной с Небес.
Выходит, что вера в Б-га и Его Тору столь очевидна, что в этом невозможно ошибиться. И то, что многие все же заблуждаются, объясняется не глубиной понятия, которое следовало бы постичь, а лишь злым умыслом того, кто не желает постигать. Только разум, находящийся в плену животных вожделений, не способен воспринять очевидное.
Ошибки разума проистекают из испорченности душевных качеств. Только сердце, погруженное в скверну, может спутать ясные мысли. Поэтому и возможна заповедь веры, и поэтому за грех идолопоклонства взыскивает «Б-г – ревнитель». Источник заблуждения – дурные душевные качества, ослепляющие глаза и скрывающие от них свет истины.
Из книги «Леках Тов»

http://www.beerot.ru/?p=4274