Трума — Праведники способны создавать души!

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2878

«Вознаграждение (за изучение Торы и исполнение заповедей) соответствует степени страданий (ради них)» (Пиркей Авот, 5:23) 

Недельная глава Трума

«Скажи сынам Израиля, чтобы взяли Мне приношение; от каждого человека, расположенного сердцем, возьмите мне приношение» (Шмот, 25:2)

Кто же тот человек, о котором Тора говорит как о «расположенном сердцем»? Согласно простому пониманию, это человек, который желает пожертвовать на строительство Храма. Однако книга Зоар считает, что здесь есть намек на особенно желанного для Всевышнего человека. К такому человеку каждый должен постараться приблизиться, ведь, будучи в обществе праведника, можно перенять многое из его поведения, и тем самым самому приблизиться к Творцу. Но каким образом можно узнать, является ли конкретный человек желанным для Творца? В книге «Зоар» есть ответ и на этот вопрос: когда мы видим человека, которые служит Всевышнему с искренним желанием и в радости, – можно сказать, что Шехина всегда рядом с ним.

Написано в книге «Зоар»: «Так же, как человеку необходимо бежать за праведником и пытаться быть ближе к нему, праведнику следует преследовать грешника, с тем, чтобы приблизить его к Всевышнему, а также увести от него дух нечистоты. Тем самым засчитывается праведнику, будто бы он сам создал его. Раскаяние грешника это прославление Имени Всевышнего – величайший знак величия Творца. Тот, кто подает руку грешнику и прилагает усилия ради того, чтобы тот оставил путь греха, сам поднимается на большую духовную высоту… Такой человек удостаивается видеть сыновей своих сыновей, удостаивается этого мира и мира грядущего».

В трактате Бава Меция рассказывается о великом раби Йеуде а-Наси (в Талмуде его называют Раби). Когда стало известно, что юноша по имени Йосей (сын раби Элазара, внук раби Шимона), свернул на дурной путь, Раби оказал ему большой почет, и тем самым приблизил его ко Всевышнему. После того как Йосей вернулся на путь Торы, Раби попросил его дядю, раби Исея бен Лакония, изучать с ним Тору. И они изучали Тору до тех пор, пока Йосей не стал великим в Торе. Талмуд говорит, что Раби сказал о раби Исее бен Лакония (Мишлей, 11:30): «И приобретающий души – мудр». Обучая Торе, он как будто «приобрел душу» юноши, и создал его заново (подобно тому, о чем мы говорили выше).

Талмуд приводит еще одну подобную историю о раби Йеуде а-Наси. Когда он услышал о том, что внук раби Тарфона ушел с пути Торы, также приложил усилия, чтобы вернуть его ко Всевышнему. Талмуд объясняет причину того, что Раби прикладывал немалые усилия, чтобы вернуть евреев к Творцу.   Приближение еврея к Творцу и изучение с ним Торы это великое дело. Доказательством этому служат слова раби Шмуэля бен Нахмани от имени раби Йонатана: «Каждый изучающий Тору с сыном ближнего своего, удостаивается права восседать на Высшем собрании, а каждому изучающему Тору с сыном простого человека, Всевышний отменяет тяжкий приговор, даже если тот уже вынесен».

Кроме того, говорят наши мудрецы, что человек, приближающий других людей к Торе, тем самым исполняет заповедь о любви ко Всевышнему. Об этом говорится в Сифри (Ваэтханан, 32): «И возлюби Г-спода, Б-га своего… Передавай свою любовь к Нему людям, подобно твоему отцу Аврааму, как сказано: “И души, которые они создали в Харане”, ведь если даже все создания вселенной соберутся и захотят создать одного комара и вселить в него душу, им не удастся этого сделать. Но учит нас Тора, что наш отец Авраам “создавал души”, приводя людей к вере в Творца и распространяя на них Его Шехину».


http://www.beerot.ru/?p=11691