Трума — Как убедить человека отказаться от соблазнов злого начала?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2178

«Отделяй маасер, чтобы разбогатеть. Отделяй маасер, чтобы не было у тебя недостатка ни в чем» Мидраш Танхума (Реэ, 18)

Недельная глава Трума

«Скажи сынам Израиля, чтобы взяли Мне приношение; от каждого человека, расположенного сердцем, возьмите мне приношение» (Шмот, 25:2)

В прошлый раз мы говорили, что для того, чтобы приобщиться к духу нечистоты, нет необходимости прикладывать какие-либо усилия, а вот для того, чтобы достичь духа святости, следует приложить большие усилия. Намек на это содержится также в Мегилат Эстер, где рассказывается о царе Ахашвероше (который олицетворяет собой злое начало), «царствующем от Оду до Куш». Слово «царствующем» на иврите здесь в неполном написании (הַמֹּלֵךְ), из чего наши мудрецы сделали вывод (Мегила, 11а), что Ахашверош правил единолично, как узурпатор. Из сказанного можно сделать вывод: злое начало властвует над человеком единолично, как тиран и узурпатор.

Так или иначе, мы должны понять, что необходимо делать человеку, который желает достичь всего с легкостью, и которому удобнее идти на поводу у своего злого начала и его соблазнов, нежели прилагать усилия для достижения святости. Какой совет можно дать такому человеку?

Думаю, что можно сказать ему две вещи. Прежде всего, необходимо разъяснить, насколько тяжелой будет его участь, в случае если он пойдет на поводу у своих желаний: ему будет тяжело и в этом мире, и после смерти. Об этом сказал царь Шломо (Мишлей, 5:3): «Ибо сотовый мед источают уста чужой (женщины) [то есть злого начала]», иными словами – сначала злое начало легкодоступно, и не нужно прикладывать каких-либо усилий для того, чтобы им завладеть. «Но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Мишлей 5:4) – в конечном итоге оно приводит человека к бедам в этом мире, «ноги ее ведут к смерти, на Шеоль [ад] опираются стопы ее» (Мишлей 5:5). То есть и в грядущем мире такого человека ожидают мучения.

Вторая вещь, на которую следует обратить внимание, состоит в том, что весь наш мир построен на преодолении трудностей ради достижения результата. Однажды рав Шалом Швадрон рассказывал об одном молодом ученике, который исчез на несколько дней из ешивы, в которой учился. Когда глава ешивы поинтересовался у его друзей, где он, и почему отсутствует уже несколько дней, ему ответили, что тот юноша является большим поклонником футбола, и как раз в эти дни проходит чемпионат мира по футболу. Из-за того, что он не в состоянии пропустить ни одну трансляцию матчей чемпионата, он уехал на несколько дней к родителям.

Что сделал глава ешивы? Он поехал навестить своего ученика. Когда ученик открыл дверь и увидел на пороге главу ешивы, он был ошеломлен. Разумеется, молодой человек оказал своему учителю достойный прием. После нескольких вежливых фраз, которыми обычно начинают беседу, раввин спросил своего ученика: «Как ты себя чувствуешь? Почему ты не появляешься в ешиве в последнее время?»  Несмотря на смущение, ученик объяснил своему наставнику причину своего отсутствия и пообещал, что по завершении чемпионата, он немедленно вернется в ешиву, но сейчас ему очень трудно оторваться от футбольных матчей. Тогда глава ешивы спросил у своего воспитанника: «А в чем состоит эта, столь увлекательная игра?» Ученик объяснил, что две команды соревнуются друг с другом, кто из них забьет мяч в ворота противника. Побеждает команда, которая забьет больше мячей. Глава ешивы удивился: «Неужели так трудно забить мяч в ворота? Дай мне мяч, и с легкостью отправлю его в любые ворота!» Ученик улыбнулся: «Весь интерес – это забить мяч в ворота противника, в то время когда вся его команда мешает этому и всеми силами старается завладеть мячом. Кроме того, в воротах стоит вратарь и пытается поймать мяч. Только в таких условиях ценность гола высока, и только такие голы приносят победу!» Глава ешивы обрадовался: «То есть, иными словами ты говоришь так… Какой же это подвиг вернуться в ешиву по завершении чемпионата, когда уже нет никаких препятствий? Вся победа заключает в том, чтобы прийти в ешиву уже завтра, когда чемпионат в самом разгаре, и когда очень трудно оторваться от телеэкрана с трансляцией матчей!»

И действительно уже на следующее утро юноша снова был среди своих товарищей по ешиве. Увидев воспитанника, раввин, не скрывая своего восхищения, встал перед ним в знак почтения и уважения.


http://www.beerot.ru/?p=11649