Пинхас — Подобно тому, как их лица различны, так и их мнения различны

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3141

Недельная глава Пинхас

В недельной главе говорится, что, когда услышал Моше, что ему не будет дано войти в Землю Обетованную, обратился к Творцу: «Да поставит Г-сподь, Б-г духов всякой плоти, мужа над общиной. Который выйдет пред ними, и который войдет пред ними, и который выведет их, и который приведет их, и да не будет община Г-сподня как овцы, у которых нет пастуха» (Бемидбар, 27:16-17). Пишет Раши в комментарии на этот стих: «Почему сказано “Б-г духов всякой плоти”? Сказал Ему (Моше): Властелин вселенной! Тебе открыто умонастроение каждого, а один от другого отличен. Назначь же им главу, который будет терпеть каждого (и подходить к каждому) согласно его умонастроению».

Творец создал людей – каждого со своим характером, со своими наклонностями, со своим складом ума и со своим мировоззрением. Сила руководителя заключается в его способности понять ход мыслей каждого из подчиненных. В противном случае возникнут постоянные недопонимания между руководителем и его подчинёнными, в результате чего не будет достигнута конечная цель.

Приведём следующий пример.

Талмуд (Недарим, 66б) рассказывает о молодом человеке, который поднялся в землю Израиля из Вавилона. Приведем эту историю в вольном изложении. После Шева брахот молодой муж уходит на работу и говорит своей жене: «Любимая моя, приготовь, пожалуйста, на ужин две талфэй». На его диалекте арамейского языка слово талфэй означает бараньи ноги (хороший муж позаботился также о жене: одна баранья нога ему, а одна – супруге).

И всё бы хорошо, но на её диалекте арамейского языка слово талфей означает вовсе не бараньи ноги, а чечевицу. Муж возвращается домой после работы, он голоден, целый день ничего не ел. Голодный муж зашёл домой и, взглянув на стол, был крайне разочарован. Вместо бараньих ног он увидел два чечевичных зёрнышка. «Что поделаешь? У каждого человека свои недостатки. Несомненно, моя жена — вегетарианка. Что ж, это наименьший из недостатков, которые могут быть у человека. Я куплю ей “Книгу о вкусной и здоровой пище” и закажу ей на следующий день что-нибудь побольше, чтобы насытить свой голод. Какое у нас самое большое растение? Несомненно, тыква».

Он обращается к жене: «Дорогая моя! Завтра приготовь, пожалуйста, буцинэй (тыкву)».

Всё бы хорошо, но на его диалекте буцинэй — это тыква, а на её — свечи. На следующий день муж идёт на работу, а жена готовится к встрече мужа, покупает самые красивые подсвечники, готовит стол. Голодный муж (он уже два дня ничего не ел) открывает дверь, и что же он видит? На столе — две масляных свечи в серебряных подсвечниках. Тяжело сохранять невозмутимость. Но он хорошо помнит слова своего раввина: «Нельзя гневаться на жену». Что же делать? Молодожён натягивает улыбку на лицо и обращается к жене: «Любимая, возьми эти подсвечники и разбей о бава», т. е. об ворота.

Всё бы хорошо, но на его диалекте бава – это ворота, а в её понимании это был Бава бен-Бута, великий мудрец Торы.

Молодая жена вся сияет от радости. Несомненно, думает она, мой муж – такой великий мудрец Торы, что сам Бава бен-Бута стал его учеником, и муж хочет проучить его за что-то. Жена с радостью хватает подсвечники с маслом и идёт выполнять волю своего мужа.

Бава бен-Бута сидит в окружении многочисленных учеников. Непонятливая жена подкрадывается со спины к великому мудрецу Торы и разбивает подсвечники о его голову. Масло течёт по его одеждам.

Бава бен-Бута поворачивается к женщине и спрашивает: «Что тебе, дочь моя?» Праведная жена не понимает, что за вопрос: Бава бен-Бута не догадывается, за что ему полагается наказание? «Вот, мой муж приказал разбить это о твою голову». Бава бен-Бута говорит с улыбкой: «Если ты такая праведная жена, что выполняешь во всём волю своего мужа, я тебя благословляю, чтобы у тебя родились два сына, подобные Бава бен-Бута».

Часто диалог между людьми подобен приведённому выше «диалогу» между мужем и женой: они разговаривают, производят какие-то действия, о которых «договорились», но на самом деле коммуникации не происходит. Почему же?

Причина этого заключается в том, что каждый вкладывает в слова, которые он употребляет в беседе, свои значения, свои взгляды на жизнь. Бава бен-Бута же не смотрел на вещи с той точки зрения, с которой они могли бы казаться ему (с его точки зрения это действие выглядело как пренебрежение к мудрецу Торы), а задумался об истинных побуждениях праведной женщины, которую он видел перед собой. Бава бен-Бута учит нас, каким образом следует строить диалог с нашими собеседниками и оппонентами.

Руководитель поколения должен быть подобен Баве бен-Буте, стараясь понять мысли каждого еврея и его истинные побуждения во всех его делах. Только тогда он может преуспеть.

Раши в комментарии на главу Корах (Бемидбар, 16:22) трактует выражение «Г-сподь, Б-г духов всякой плоти» следующим образом: «знающий мысли (каждого еврея)». Из этих слов Раши видно, что причина этого разнообразия мнений заключается в различии душ каждого еврея (выражение «Б-г духов» означает «Б-г мнений»). И как подробно разъясняется из книги Аризаля «Шаар а-Гильгулим», у каждого еврея своя, особенная и неповторимая душа.

И всё же важно понять: с какой целью Творец создал евреев настолько различными в своих мнениях?

Чтобы объяснить этот вопрос, приведём слова Талмуда в трактате Хагига (3б). Там Талмуд спрашивает: поскольку относительно многих деталей закона есть спор между мудрецами, каким образом возможно учить Тору (ведь человек не знает, чьё мнение истинное, а чьё нет)? Отвечает Талмуд словами царя Шломо (Коэлет 12:11): «(все законы) даны от Единого Пастыря», и объясняет: один Г-сподь их дал, один руководитель (Моше) их сказал, получив их из уст Господина всех созданий, благословен Он». И поэтому необходимо прислушаться к каждому мнению мудрецов и глубоко задуматься над ним, ведь каждое мнение – истинное. Подобное правило сообщает Талмуд и в другом месте (Эрувин, 13б), говоря: «Эти и эти (мнения мудрецов) – слова Б-га живого».

Поясняет Маараль («Беер а-Гола», 1:5), что у каждого закона есть различные аспекты: подобно тому, как у закона есть различные, часто противоположные аспекты, так и в субъектах материального мира есть различные аспекты (ведь в природе практически нет чистых веществ – почти каждая материя состоит из разных элементов). И на это намекает Талмуд словами: «из уст Господина всех созданий». Т. е. подобно тому, как Свои создания Он не создал абсолютно однородными, так и в законах нет единственного толкования. Каждому из мудрецов Талмуда была дана возможность увидеть какой-то особенный аспект различных законов Торы, поэтому тот, кто желает познать истинную сущность того или иного закона, должен прислушаться к разнообразным мнениям наших мудрецов.

В Зоаре сказано, что у каждого еврея есть своя буква в Торе. Это значит, что у каждого еврея есть возможность понять Тору в соответствии со своей индивидуальной душой, если он будет изучать её с большим усердием и самоотверженностью. И так мы говорим в молитве: «И дай нам удел наш в Торе Твоей». И по этой причине Всевышний создал столь большое разнообразие мнений среди евреев – чтобы каждый мог понять какой-то другой аспект законов Торы, и тем самым понимание Торы будет более полноценным.


http://www.beerot.ru/?p=3308