Пинхас — Сила взгляда

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3683

Ежедневная цитата
«И сколько мудрости заложено в строение глаза — не насытится глаз наш созерцать её, а ухо — слышать! И поколение за поколением прибавлять будут мудрые к знанию, а разумеющие — к пониманию сокровищниц мудрости, сокрытых в устройстве глаза, но до конца никогда не дойдут…».
Хазон Иш («Вера и упование», 1:1)

Недельная глава Пинхас

«Взойди на эту гору Аварим и посмотри на землю, которую Я дал сынам Исраэля. И увидишь её, и умрёшь ты, как умер Аарон, брат твой» (Бемидбар, 27:12-13).

За то, что Моше и Аарон не освятили Имя Творца в Кадеше, они были лишены возможности войти в Землю Израиля. Однако, несмотря на это наказание, Всевышний позволил Моше увидеть Святую Землю. И так рассказывает об этом Моше в главе Ваэтханан (Дварим, 3:24-27): «И молил я о милости Господа в ту пору так: “Господин мой, Б-же! Дай мне перейти и увидеть эту добрую землю, что за Иорданом…”, – но гневался Г-сподь на меня из-за вас и не слушал меня. И сказал Г-сподь мне: “Довольно тебе. Не говори более Мне об этом. Взойди на главу вершины и подними глаза твои к западу и к северу, к югу и к востоку, и узри глазами твоими, ибо не перейдешь ты этот Иордан”».

На первый взгляд непонятно: для чего Моше увидеть Землю Израиля, если он не сможет туда прийти?

Ответ на этот вопрос мы сможем получить, обратившись к словам рава Элияу Деслера в книге «Михтав ми-Элияу» (1-ая часть, стр. 156). Он пишет, что посредством взгляда на ту или иную вещь, человек как бы соединяется с ней. Возможность посмотреть на Святую Землю была большой милостью для Моше, поскольку тем самым он смог почувствовать близость к Святой Земле.

У человека есть два основных органа, которые позволяют ему получить представление об окружающей среде: уши и глаза. Однако между ними есть большая разница.

Слух более глубокое (относительно зрения) чувство, а зрение – более поверхностное. Поэтому в Писании глагол «слушать» часто означает понимание. Так, к примеру, Творец обращается к евреям (Дварим, 6:4): «Слушай (понимай) Израиль, Г-сподь – Б-г твой, Г-сподь – един».

С другой стороны, зрение имеет гораздо большее влияние на сознание человека, нежели слух. Виленский Гаон в комментарии на «Тикуней Зоар» (40-ой Тикун) приводит различные преимущества зрения. Среди прочего он пишет, что зрение даёт более чёткую картину, сильнее возбуждает любовь и ненависть нежели слух. По утверждению Виленского Гаона то, что человек увидел своими глазами, не так быстро стирается из его сердца. Поэтому, когда Тора желает, чтобы у человека было чёткое представление о чём-то, она употребляет глагол «смотреть». Так, к примеру, в главе Ръэ сказано (Дварим, 11:26): «Смотри, я даю тебе благословение и проклятие».

Поскольку зрение имеет большое влияние на человека, важно человеку смотреть на святые вещи: к примеру, взгляд на лицо праведника добавляет святость («Йетев Лев», Шмот, 33:8). Подтверждением этому служат слова Раби о том, что на его мудрость сильно повлияло то, что он как-то увидел рабби Меира – великого знатоку Торы – сзади. И добавил, что, если бы увидел его лицо, был ещё мудрее (Эрувин, 13б). А в трактате Ораёт (12а) сказано, что, когда ученик сидит перед своим учителем, важно, чтобы смотрел на его рот во время урока.

Сказанное выше объясняет, почему Моше было так важно увидеть Землю Израиля: взгляд на святое место увеличил его святость.

Поскольку зрение имеет большое влияние на человека, следует предельно остерегаться, чтобы не смотреть на различные проявления греха и духовной нечистоты. Рав Элияу Деслер («Михтав ми-Элияу», 1-ая часть, стр. 156) объясняет, что по этой причине было запрещено Лоту оглядываться во время его спасительного побега из Сдома – если бы он посмотрел назад, он соединился бы с грешниками и уже не был бы достоин быть спасённым. Из сказанного в трактате Мегила (28а) видно, что особенно следует остерегаться смотреть на лицо грешника. Лицо – на иврите паним – идентично в написании слову «пним» (פנים) – внутренность – поскольку лицо выражает внутренний мир человека. И поэтому особенная осторожность связанна именно со взглядом на лицо грешника, чтобы не получить влияние от внутреннего мира нечестивца, наполненного грешными мыслями и дурными желаниями.

Тора предостерегает нас (Бемидбар, 12:39): «И не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас». И этого стиха наши мудрецы учили (Иерусалимский Талмуд, Брахот, 1:5), что есть два основных фактора, которые влекут человека к греху: глаза и сердце (дурные мысли). Виленский Гаон сказал, что взгляд, ведущий к греху, гораздо тяжелей побороть, нежели дурные мысли, поскольку он имеет огромное влияние на человека. И поэтому стоит предельно остерегаться такого взгляда.

Пророк Йешаяу прославляет остерегающегося взгляда на дурное, говоря (33:15): «Тот, кто ходит (путями) праведности… и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла, будет он обитать на высотах; твердыни скал – опора его, хлеб его дан ему, вода ему обеспечена». А в Иерусалимском Талмуде сказано (Брахот, 1:5): «Сказал Всевышний: если ты дашь Мне своё сердце и свои глаза Мне, Я знаю, что ты мой». Т. е., если человек остерегается грешных мыслей и дурного взгляда, то он, несомненно, праведный человек во всех его жизненных дорогах. Это утверждение мудрецы учат из слов царя Шломо (Мишлей, 23:26): «Дай, сын Мой, твоё сердце Мне, и твои глаза да стерегут пути Мои».


http://www.beerot.ru/?p=3306