Беаалотха — Что сделает человек и будет жить?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3949
Photo by Devin Avery on Unsplash

Недельная глава Беаалотха

Одна из стоянок евреев при их передвижениях по пустыне называлась «Киврот а-Таава», что в переводе с иврита значит «могилы вожделения». В главе Беаалотха (Бемидбар, 11:34) Тора объясняет, почему это место так называлось: «Ибо там погребли народ возжелавший». По простому пониманию, имеются в виду люди «вожделевшие», умершие в результате гнева Г-спода, как рассказывается там.

Вожделение может похоронить человека не только после его материальной смерти, но и при физической жизни. И это мы видим из рассказанного в трактате Тамид (32а). Там приводится серия вопросов, заданных Александром Македонским старцам Негева, и их ответы. Так, например, на его вопрос: «Кто считается умным?» они ответили: «Тот, кто предвидит грядущее». На его вопрос «Кто считается истинным силачом?» был ответ: «Тот, кто в состоянии покорить своё дурное начало», на вопрос «Кто считается воистину богатым?» следовал ответ: «Тот, кто рад своему уделу», а на вопрос «Что сделает человек и умрёт?» ответили старцы: «Пусть оживит себя».

Эта полемика отражает разницу во взглядах между носителем мировоззрения, принятого в обществе (Александр Македонский), и носителями мировоззрения, которого можно достигнуть только путём глубокого раздумья над сутью тех или иных вещей [не зря они были «старцы Негева», Негев – это наиболее южное место в Израиле, и мудрецы сказали (Бава Батра, 25б): «Тот, кто желает быть мудрым, пусть пойдёт на юг»].

По мнению Александра Македонского, умным считается эрудированный человек, блистающий своими знаниями, силачом – мускулистый штангист, который с лёгкостью согнёт железные прутья, богачом – тот, у кого много денег, а воистину живым – тот, кто получает много наслаждений от жизни. Однако взгляд думающих людей на эти вещи совершенно иной. Поэтому их ответы были абсолютно противоположны тому, что глава великой державы и выдающийся полководец ожидал услышать.

Как приводилось выше, на его вопрос «Что сделает человек и умрёт?» ответ старцев был: «Пусть оживит себя». Объясняет Маарша: пусть всю свою жизнь посвятит стремлению к удовольствиям. И тогда он потеряет не только Будущий, но и этот мир также. Подобное сказали мудрецы в трактате Пиркей Авот (4:21): есть три вещи, которые выводят человека из мира. Одна из них – постоянное стремление к удовольствиям.

Человек, который ищет во всем только удовольствия, не в состоянии по-настоящему вложить силы ни во что (ведь как только он перестаёт получать удовольствие от чего-либо, он сразу же оставляет это). Таким образом, он «распыляется», постоянно ища новые удовольствия, что даёт ему подсознательное чувство духовной пустоты. Да и настоящее удовольствие он не сможет получить никогда, ведь по-настоящему человек рад, только когда что-то вкладывает в ту или иную вещь. И так сказал царь Шломо (Мишлей, 14:10): «Знает сердце горечь души, <и поэтому> и в радость <её> чужой не вмешается». Поскольку сердце горюет вместе с душой, оно может и испытать истинную радость вместе с ней.

Этот принцип подчёркивал Шамай в трактате Пиркей Авот (1:15) следующими словами: «Сделай свою Тору постоянной (главной); говори мало, а делай – много; и принимай приветливо каждого человека».

Чтобы объяснить изречение Шамая, приведём слова Виленского Гаона, который пишет в комментарии к книге Мишлей (1:2), что вся деятельность человека, которая возложена на него Творцом, делится на три основные группы: познание (изучение Торы), дела (мицвот) и добрые качества (черты характера).

Шамай обучает нас, что человек должен понимать и помнить, что в этих сферах деятельности важно, а что – второстепенно. Разберём каждую часть изречения Шамая по отдельности.

Сделай Тору постоянной. Следует жить так, чтобы основным интересом в жизни было познание воли Создателя, понимание целей мироздания и того, что Всесильный желает от своих созданий.

Говори мало, а делай много. Следует как можно меньше давать обещаний, а побольше делать. И этому мы учимся у Авраама, который пообещал странникам только хлеба, а в конце приготовил для них большую трапезу (см. Берешит, 18:5). Грешники же много обещают, но ничего не делают, как мы это видим у Эфрона, который сначала пообещал Аврааму бесплатно отдать надел, чтобы захоронить Сару, а в конце продал его за большие деньги. Также разговоры и рассуждения о поступках должны быть второстепенными по отношению к самим поступкам.

И принимай приветливо каждого человека. В отношениях между людьми должен быть основной стержень – дать ближнему почувствовать, что он желанен. Учтивое и приветливое отношение для людей важнее подарков. И таким образом объясняются слова Шамая в мидраше «Авот де-Раби Натан» (13-ая часть): «”И принимай каждого человека приветливо…” Каким образом? Это учит нас, что если дал человек своему ближнему подарки, в то время как его лицо выражает недоброжелательность, <это считается> как будто не дал ему ничего. А тот, кто приветливо принимает своего ближнего – как будто дал ему все блага мира».


http://www.beerot.ru/?p=3793