Недельная глава Шмини
«И сказал Моше Аарону: ”Подойди к жертвеннику…”. И подошел Аарон к жертвеннику, и зарезал бычка в жертву грехоочистительную, которая за него» (Ваикра, 9:7).
По-моему, согласно прямому смыслу, Моше сказал Аарону, чтобы тот подошел к северной стороне жертвенника, где режут животных, предназначенных в грехоочистительную жертву и жертву всесожжения. Но Моше сказал об этом кратко, так как Аарон уже знал закон.
А наши наставники, разъясняя эти строки в «Торат коаним», привели следующую притчу. Некий царь женился, но молодая жена робела перед ним. Тогда к ней пришла ее сестра и сказала ей: «Сестренка! Ради чего ты вступила в это супружество? Разве не для того, чтобы быть близкой к царю? Наберись смелости и иди к царю, чтобы служить ему!»
И подобно этому Моше сказал Аарону: «Брат! Ради чего ты избран первосвященником? Разве не для того, чтобы совершать служение перед Б-гом?! Наберись смелости и иди, чтобы нести свою службу!»
А некоторые объясняют, что жертвенник показался Аарону быком, и поэтому он боялся к нему приблизиться. [Комментаторы поясняют, что, совершая грех, человек создает ангела-обвинителя, который принимает облик, напоминающий о грехе, – и человек боится этого ангела, укоряющего и карающего его. – прим. переводчика] Тогда к Аарону подошел Моше и сказал: «Брат! Не бойся того, чего ты боишься! Наберись смелости и подойди к нему». Поэтому-то и написано: «Подойди к жертвеннику» – и Аарон стремительно подошел. И дело в том, что Аарон был свят перед Б-гом, и у него на душе не было ни одного проступка, кроме греха с тельцом. Он постоянно думал об этом своем проступке, подобно написанному: «Мой грех всегда передо мной» (Теилим 51:5). И ему казалось, будто на месте жертвенника видны очертания тельца, препятствующего его искуплению. Поэтому-то Моше и сказал ему, чтобы он не оставался в таком подавленном состоянии духа, а набрался смелости – ведь Б-гу угодно его служение.
А есть объясняющие в «Торат коаним», что Сатан внушал Аарону это видение. И поэтому Моше сказал Аарону: «Брат! Хотя Б-гу и угодно искупить твой грех, все же следует дать какую-нибудь подачку Сатану, чтобы он не препятствовал тебе входить в Святилище». [И такой «подачкой» должен был стать телец, приносимый в грехоочистительную жертву (так было заповедано Всевышним, и это подобно заповеди о «козле отпущения», см. главу Ахарей Мот – прим. ред.)]
И сказано: «Искупи себя и народ», потому что Аарон должен был подойти к жертвеннику, чтобы совершить все жертвоприношения. Но сначала он должен был принести «грехоочистительную жертву свою и жертву всесожжения свою» и «искупить себя» этими жертвами, а затем уже принести «жертвоприношение от народа и искупить его». Таким образом, Моше научил Аарона, что сначала он должен очиститься сам, чтобы затем искупить виновных.