Он Сам откроет чудеса Своей Торы тем, кто обретет милость в Его глазах — Из комментариев Рамбана к недельной главе Берешит — Предисловие

Дата: | Автор материала: Рамбан

12590

Недельная глава Берешит

«Как писец, копирующий древнюю книгу…»

Наш наставник Моше записал эту книгу, как и всю Тору, из уст Святого, благословен Он. И вероятно, он написал ее у горы Синай, ведь ему было сказано: «Взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе каменные скрижали и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучать их» (Шмот, 24:12). Слова «каменные скрижали» включают в себя сами скрижали и написанное на них, т. е. Десять речений; «заповедь» – это все заповеди, предписывающие и запрещающие. А слово «Тора» включает в себя всё повествование от начала книги Берешит.

…И спустившись с горы, Моше записал от начала Торы до конца рассказа о Скинии Завета. А завершающую часть Торы он написал в конце сорокового года, когда Б-г сказал: «Возьмите эту книгу Торы и положите ее сбоку от Ковчега Завета Г-спода, вашего Б-га» (Дварим, 31:26). И это – по словам говорящих, что «Тора была дана <отдельными> свитками» (Гитин, 60а) [Раши поясняет, что, согласно этому мнению, «Моше записывал каждую главу сразу, когда она ему была сказана, – а в конце сорока лет скитаний по пустыне, когда все главы были завершены, он соединил свитки и сшил их» (Раши на Гитин, 60а)]. Но по словам говорящих, что «Тора была дана в завершенном виде» (там же), всё было написано в сороковом году, когда Б-г повелел: «Напишите себе эту песнь, и научи ей сынов Израиля, вложи ее в их уста» (Дварим,31:19). И Он приказал: «Возьмите эту книгу Торы и положите ее сбоку от Ковчега Завета Г-спода, вашего Б-га» (там же, 31:26) [по этому мнению, Тора была записана целиком «в конце сорокового года, когда уже были произнесены все ее главы, – а те главы, которые были сказаны в первый и второй год исхода, он повторял наизусть до того времени, как их записал» (Раши, там же)].

Но в любом случае казалось бы правильным, если бы Моше написал в начале книги Берешит: «И говорил Б-г Моше все эти слова, сказав…». Однако было предпочтительно <перед Творцом> написать просто, <не упоминая Моше>, поскольку наш наставник Моше писал Тору не как человек, говорящий от своего имени, – не как другие пророки, упоминавшие себя, подобно Йехезкелю, который всегда начинал так: «И было слово Г-спода ко мне: сын человеческий!..» (Йехезкель, 3:16-17), или подобно Ирмияу: «И было слово Г-спода ко мне, и Он сказал…» (1:4). Но наш наставник Моше записал историю всех первых поколений, и собственную родословную, и рассказ о своем появлении на свет – как сторонний повествователь. И поэтому имя «Моше» впервые упоминается лишь в этом рассказе. И поэтому написано: «И говорил Б-г с Моше, и сказал ему…» (Шмот, 6:2) – как будто повествователь говорит о ком-то другом, а не о себе самом.

И пусть тебя не введет в заблуждение то, что в книге Дварим он все же говорит от себя: «И я умолял Г-спода» (Дварим, 3:23), «И я взмолился к Г-споду и сказал…» (там же,9:26) – ведь в начале этой книги написано: «Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю (там же, 1:1). То есть, он просто пересказывает слова так, как они были произнесены.

Почему же повествование в Торе ведется именно таким образом? Потому что она существовала еще до сотворения мира [по словам Мидраша, «перед тем как создать Вселенную, Святой, благословен Он, обдумывал, исследовал, перепроверял – и создал Тору, включающую в себя всю Вселенную со дня ее сотворения и доныне» (Ялкут Шимони, Теилим, 12, 658); а в основополагающей книге Каббалы «Зоар» сказано: «Когда у Святого, благословен Он, возникло желание сотворить Вселенную, Он смотрел в Тору – и творил. И при каждом действии, которое Святой, благословен Он, совершал при сотворении Вселенной, он смотрел в Тору – и создавал» («Зоар», Толдот, 134а)], тем более – до появления на свет Моше, и, как известно нам из предания, была написана «черным огнем по белому огню».

[Здесь, безусловно, не имеется в виду материальный огонь. В Мидраше повествуется: «Когда Святой, благословен Он, творил Свою Вселенную, Он сверялся с Торой. …Но как же Тора была тогда записана? На белом огне черным огнем» (Танхума, Берешит, 1). И подобно этому сказано в святой книге «Зоар»: «Когда Тора была дарована народу Израиля, она была дарована черным огнем по белому огню» (Зоар, Насо, Идра Раба, 132а). А в Иерусалимском Талмуде к этому преданию добавлено: «…Тора, она сама – огонь, и замешана на огне, и была дана из огня, как сказано: «От Его десницы – огонь закона» (Дварим, 33:2)» (Иерусалимский Талмуд, Шкалим, 6:1).

А один из ближайших учеников Виленского Гаона, р. Исраэль из Шклова, указывает, что «белый огонь» скрывал в себе «сокровенные тайны Торы», а буквы, высеченные черным огнем, были связаны «с корнями душ (нешамот) народа Израиля», которые «являются частью Всевышнего Б-га» (Тиклин Хадтин, Шкалим, 16б). И подобную возвышенную природу имела не только небесная Тора, но и духовные прообразы Храма и его священных сосудов, показанные Моше на горе Синай: они были созданы «из белого огня и красного огня, черного огня и зеленого огня» (Танхума, Шмини, 8). И когда Святой, благословен Он, повелел Моше: «Всё в соответствии с тем образцом шатра и теми образами предметов, которые Я показываю тебе, – так же пусть всё и сделают» (Шмот, 25:9), тот взмолился: «Владыка Вселенной, где же я возьму зеленый огонь и черный огонь, белый огонь и красный огонь?». И Творец объяснил ему: «Так же, как в высших мирах стоят серафимы (огненные ангелы), так в нижнем мире будут стоять столбы из акации» (Рабейну Бхайе, Шмот, 25:9).]

А Моше был как писец, копирующий древнюю книгу, – и поэтому он написал просто (как сторонний рассказчик). Но верно и ясно то, что вся Тора, от начала книги Берешит и до заключительных слов «…перед глазами всего Израиля» (Дварим, 34:12), была произнесена устами Святого, благословен Он, перед Моше. [В Талмуде сказано: «Святой, благословен Он, говорил, а Моше повторял за Ним и писал» (Менахот, 30а). И даже последние восемь стихов Торы, в которых рассказывается о смерти и погребении самого Моше, он тоже записал под диктовку Б-га – но эти стихи Моше «не повторял за Ним из-за великой скорби» (там же, Раши). А Виленский Гаон поясняет, что последние восемь стихов Моше записал «в смеси»: т. е. их буквы не были разделены на слова, и их можно было прочитать по-иному, – и лишь после смерти Моше его ученик Йеошуа бин Нун разделил их так, что проявились слова (Дварим 34:5): «И умер там Моше» (Сефер а-Тодаа, 30).] И подобно этому сказал <Барух бен Нерия, писавший под диктовку своего наставника, пророка Ирмияу>: «Своими устами он говорил все эти слова, а я записывал их чернилами в этот свиток» (Ирмияу, 36:18).

Пятьдесят врат познания

И вначале Б-г поведал Моше о сотворении небес, земли и всего их воинства – т. е. всего сущего, обитателей высших миров и нижнего мира. И так же, путем пророчества, ему были сообщены тайны Б-жественного правления – Маасе Меркава и тайны Творения Маасе Берешит, которые были затем переданы по цепи традиции мудрецам, – и происхождение четырех уровней нижнего мира: минералов и земных растений, «оживляющей души» и «говорящей души». И в отношении всех этих уровней нашему наставнику Моше был объяснен порядок их сотворения, их особенности, потенциальные возможности и способ функционирования – и все это было записано в Торе, прямо или намеком.

И сказали наши наставники: «Пятьдесят врат познания сотворены во Вселенной, и все они были переданы Моше, кроме одного, как сказано (Теилим, 8:6): «Лишь немного умалил его перед Б-гом» (Рош а-Шана, 21б). И имеется в виду, что в сотворенном мире существует пятьдесят ступеней познания: минералы со всеми их свойствами и преобразованиями – одна ступень, земные растения – другая, деревья – еще одна, животные – еще одна, и также птицы, пресмыкающиеся и рыбы – тоже отдельные ступени. А выше всего этого тайна сотворения обладателей говорящей души, …и еще выше ступень познания небесных сфер и всего небесного воинства – и на каждой из этих ступеней постигается особая мудрость.

И известно из Устной Традиции (Каббалы), что количество этих врат познания «пятьдесят без одного», – и вероятно, этими «одними» вратами, которые не переданы сотворенным существам, являются врата постижение самого Творца, да будет Он превознесен.

[По словам Раши, «все пятьдесят врат познания были переданы Моше на горе Синай, кроме одного – доступного только Б-гу» (Раши на Недарим, 38а). Маараль из Праги указывает, что «законы материального мира построены на числе «семь», а законы духовного мира – на числе «семижды семь» – и это 49 врат постижения. А на пятидесятом уровне постигается единство всего сущего» (Хидушей Агадот, Рош а-Шана, 21б).]

И хотя сказано: «Пятьдесят врат познания сотворены во Вселенной» – так сказано о большинстве, но одни из этих врат не относятся к сотворенным. И на это число – сорок девять – намекается в Торе в заповедях счета омера и подсчета юбилейного года (йовеля), и я поведаю сокровенную тайну этих подсчетов, когда достигну этого места, да будет на то воля Святого, благословен Он.

«И все это он знал из Торы»

И все «врата познания», которые были переданы Моше, – всё это записано в Торе в простом значении ее стихов, или намеком, или закодировано с помощью гиматрий(числовых значений букв), или передано через форму букв, порой записанных как установлено, а порой с изменением – например, с искривленными очертаниями [так, с искривленными очертаниями (акумот) пишутся, в соответствии с традицией, буквы «ח» (хет) в стихах о золотом тельце: «…И запылал (ויחר) гнев Моше» (Шмот, 32:19) и «…ты ввел его в великий грех (חטאה)» (там же, 32:21)], – а порой через венчики над буквами и короны над ними. И об этом сказали наши наставники: «Когда Моше поднялся в высоты, он обнаружил там Святого, благословен Он, который прикреплял короны к буквам Торы. Сказал ему Моше: Зачем это? Сказал ему: В будущем придет один человек по имени Акива и будет выводить с их помощью тысячи и тысячи законов». Моше попросил показать ему этого мудреца, и Творец выполнил его просьбу. И Моше увидел, что когда ученики спросили у раби Акивы, каким образом он выводит эти законы, тот ответил: «Это законы, переданные Моше на Синае» (Менахот, 29б), – ведь все эти намеки не были вновь постигнуты с помощью размышления, но передавались из уст в уста от Моше, получившего Тору на Синае.

…И каким образом пророк Йехезкель открыл им тайны Б-жественной Колесницы?! Об этом сказано: «Привел меня царь в свои покои» (Шир а-Ширим, 1:4) [рав Овадья Сфорно поясняет, что «покои Царя» – это тайна сотворения Вселенной (Маасе Берешит) и другие сокровенные тайны, подкрепленные чувственными и рациональными доказательствами, выявляющими замысел и намерения Творца»], – т. е. все <пророчества> выводятся из Торы.

[Здесь имеется в виду Устная Традиция, полученная Моше от Творца – из уст в уста. В Мидраше указано: «Все будущие пророки получили свои пророчества с горы Синай. Откуда это известно? Написано: «И не с вами одними я заключаю этот союз и этот клятвенный договор – не только с теми, которые стоят сегодня здесь с нами перед Г-сподом, нашим Б-гом, но и с теми, которых нет сегодня здесь с нами» (Дварим, 29:14). «Те, которые стоят сегодня здесь…» – это те, которые уже сотворены, уже пришли в мир. А «те, которых нет сегодня…», – это души тех, которые будут сотворены в грядущем» (Танхума, Итро, 11). И далее в мидраше разъясняется, что душа каждого из пророков получила свое послание в момент дарования Торы, но до определенного срока ей «не было дано права пророчествовать» (там же). И поскольку источником всякого пророчества является именно Синайское Откровение, то и Йехезкель не смог бы открыть сокровенные тайны Торы, если бы эта тайная мудрость не была передана Моше на горе Синай.]

…И царь Шломо, да пребудет на нем мир, которому Б-г «дал мудрость и понимание» (Диврей а-Ямим 2, 1:12), – все его познания были из Торы. Изучая ее, он познал тайну всего сотворенного – и даже природу трав и их целебные свойства, и написал о них «Книгу Исцелений». И сказано: «И говорил он о деревьях – от ливанского кедра доэзова, вырастающего из стены, и говорил о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрость Шломо, и от всех земных царей, прослышавших о его мудрости» (Мелахим 1, 5:13-14). …И все это он знал из Торы, все нашел в ней – в ее толковании, в ее исследовании, в ее буквах и венчиках на ее буквах, как я уже упоминал.

И еще говорит о нем Писание: «И мудрость Шломо была больше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египта…» (там же, 5:10). А значит, он был более сведущ в чародействе и гадании, чем они, ведь …сказали мудрецы: «В чем заключалась мудрость сынов Востока? В том, что они были сведущи и искусны в предсказании по звездам» (Псикта де-рав Каанэ, Пара). «…И всей мудрости Египта» – а значит, Шломо был сведущ в магии, так как в этом и заключалась «мудрость Египта», а также в науке о природе растений, ведь, как известно из книги «Работа крестьян Египта» [этот старинный трактат упоминается также у р. Йеуды Алеви в книге «Кузари» (1:61) и у Рамбама в книге «Море Невухим» (3:29-30, 37)], они были великими знатоками выращивания растений и скрещивания различных их видов.

Имена Б-га

И еще у нас есть истинное предание, что вся Тора – это Имена Святого, благословен Он, т. е. вся она может быть разделена на слова по-иному – так, что образуются сокровенные Имена. В качестве примера представь, что стих «בראשית ברא אלקים» («В начале сотворил Б-г») разделяется на слова иначе – например, «בראש יתברא» (Бе-рош итвера). И так вся Тора. И это помимо тех Имен, которые образуются с помощью аббревиатур и гиматрий. И рабейну Шломо (Раши) уже написал в своем комментарии к Талмуду по поводу «Большого Имени (Б-га)», состоящего из семидесяти двух букв, – оно образуется из трех стихов: «И двинулся ангел Б-га…», «И вошел Он…», «И простер Моше свою руку…» (Шмот, 14:19-21). И поэтому свиток Торы, в котором допущена ошибка лишь в одной букве, непригоден. И именно поэтому мы обязаны признать непригодным свиток Торы, в котором недостает одной буквы «ו» (вав) из слова «אותם» (их) – в тех 39 случаях, когда это слово употреблено в Торе в «полном написании» (т. е. с буквой «вав»), – или написана «ו» во всех остальных случаях, когда это слово следует писать без нее. И так же во всех подобных примерах – несмотря на то, что <наличие или отсутствие такой буквы> ничего не добавляет и не убавляет в простом понимании стиха.

…И вероятно, Тора была записана черным огнем по белому огню именно таким образом: она была написана подряд, без разделения на слова – и можно было читать ее и как Имена, и как учение, содержащее заповеди. А нашему наставнику Моше Тора была передана с разделением на слова, передающим заповеди, – но устно ему было передано и прочтение Имен. И также в Торе записано «Большое Имя», – оно записано подряд, но разделено на слова из трех или более букв, как это известно знатокам Каббалы [в святой книге «Зоар» указано, что и «вся Тора (в целом) – это Имя Святого, и нет ни одного слова в Торе, которое бы не было включено в это Имя Святого» («Зоар», Итро, 87а).].

И вот я заключаю надежный договор со всеми читателями этой книги и даю им верный совет: не пытайтесь постичь мыслью, построенной на логике, те намеки на сокровенные тайны Торы, которые я даю в этой книге. Ведь я заверяю вас, что вы не постигнете мои слова и не поймете их при помощи рассудка и рационального анализа. Но их подлинный смысл можно постичь только из уст мудреца – знатока сокровенной традиции (хахам-мекубаль), который говорит с глазу на глаз со своим понимающим учеником (мекубаль мевин).

…И не прорывайтесь к Г-споду, чтобы Его узреть, потому что «Г-сподь, наш Б-г, – Он огонь пожирающий, Б-г ревнитель» (Дварим, 4:24). Но Он Сам откроет чудеса Своей Торы тем, кто обретет милость в Его глазах.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.

Книгу можно приобрести на сайте www.jewishbooksmarket.com


http://www.beerot.ru/?p=19235