Сотворение Первого Человека — Из комментариев Рамбана к недельной главе Берешит

Дата: | Автор материала: Рамбан

5273

Недельная глава Берешит

«И сказал Б-г: Сделаем человека по нашему образу, подобного нам» (Берешит, 1:26).

В связи с величайшим уровнем Первого Человека его созданию было посвящено особое речение [Всевышнего] – ведь природа человека не подобна природе животных, созданных предыдущим речением.

И верный простой смысл (пшат) слова «сделаем» заключается в следующем. Ведь, как уже объяснялось, Б-г только в первый день творил сущее из «ничего» (йеш ми-эйн), а затем создавал и созидал из этой сотворенной первоматерии. Так, когда Он придал водам потенциальную возможность произвести живые существа, Он повелел им: «Да воскишат воды кишением живых существ…» (Берешит, 1:20). И при создании животных Он повелел: «Пусть явит земля живые существа по их видам – скот, и пресмыкающихся, и диких зверей!» (там же, 1:24). А относительно человека Он сказал: «Сделаем» – т. е. «Я и уже упомянутая земля сделаем человека». И тогда земля произвела из составляющих ее основных веществ тело подобно тому, как она уже «сделала» это при создании скота и диких зверей, – ведь написано: «И создал Г-сподь Б-г человека из земного праха…» (там же, 2:7). А Он, да будет Он благословен, вселил в него дух из Своих возвышенных уст, как написано: «…И вдохнул в его ноздри дыхание жизни (нишмат хаим)».

И сказал «по нашему образу, подобного нам», потому что он (т. е. созданный человек) будет подобен обоим: по строению своего тела – земле, из которой он взят, а по духу – обитателям высших миров, которые не имеют тела и не смертны. И в следующем стихе написано: «По образу Б-га сотворил его» (там же, 1:27), чтобы показать, что он (т. е. человек) чудесным образом отличается от других творений. И это простое объяснение (пшат) этого стиха я нашел у раби Йосефа Кимхи, и оно мне представляется более верным, чем все другие.

И значение слова צלם (образ) подобно слову תואר (тоар) – «облик», «изображение», например, в стихе: «И вид (צלם) его лица изменился» (Даниэль, 3:1). А דמות – это подобие по внутренней сути и действию. …И вот, человек по своему облику подобен как существам нижнего мира, так и обитателям высших миров, как написано: «А Ты лишь немногим умалил его перед ангелами, славой и великолепием его увенчал» (Теилим, 8:6). Тело человека подобно праху, а душа – обитателям высших миров, ведь своей мудростью, пониманием и творческой способностью человек …в буквальном смысле подобен Его Лику.

А душа человека, которая пребывает в его крови (т. е. нефеш), была сделана из земли (т. е. из элементов, составляющих материальные вещества), следуя тому же Его речению, по которому были созданы звери и скот. Ведь все эти «души», дающие движение, были сделаны вместе, а затем для них были сотворены тела – сначала Он сделал тела для скота и зверей, а потом – тело человека, и вселил в него эту «душу» (нефеш). И лишь после этого Он вдохнул в него высшую душу (нешама), как написано: «…И вдохнул в его ноздри дыхание жизни (нишмат хаим)» (там же, 2:7). И об этой особенной душе, которая в нем, сказано в другом стихе: «И прах возвратится в землю, как и было, а душа возвратится к Б-гу, который ее дал» (Коэлет, 12:7).

«И сотворил Б-г человека по Своему образу, по образу Б-га сотворил его, мужчину и женщину – сотворил их» (Берешит, 1:27).

Сначала Первый Человек был сотворен мужчиной и женщиной – и его душа (нешама) объединяла их. Но при последующем создании их был образован Адам(т. е. первый мужчина), а из его грани была сформирована женщина, как это рассказано впоследствии. И поэтому здесь упомянуто «сотворение», а в следующей главе (2:7) – «создание»: «И создал Г-сподь Б-г человека из земного праха…». И разумный это поймет.

[Дополнительные пояснения содержатся в сокровенном комментарии Виленского Гаона: «Сказано: “И сотворил…” – это сотворение души (нешама), и это “по Своему образу”, и в этом основная суть человека, ведь тело называется “плотью человека” (но не “человеком”). А затем Писание разъясняет порядок этого “сотворения”, ведь первоначально, до “создания” мужчины и женщины, у Первого Человека была только одна душа, объединяющая обоих, а потом Творец разделил ее на двоих. …И душа (нешама) мужчины и женщины, когда они составляют цельность, называется “Человек” – в соответствии с изречением мудрецов: “Тот, у кого нет жены, не называется Человеком” (Йевамот, 63а), как сказано: “Мужчиной и женщиной Он их сотворил и назвал их именем Человек (Адам)” (Берешит, 5:2)» («Адерет Элияу», 1:27).

Таким образом, понятие «сотворение» (брия) относится именно к сотворению души (нешама), и в отношении этой души мужчина и женщина являются целостным существом, а разделены только их тела. Но понятие «создание» (йецира) относится только к телу и к соединению его с душой (Р. Нахум Боровский, «Шломей Нахум», Берешит, с. 14).]


http://www.beerot.ru/?p=28765