Врата служения — Главы 17-20

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

454
138 врат

Глава 17

Тот, кто служит Б-гу в совершенстве, и всеми силами старается исполнить возложенное на него, вовсе не извлекает никаких наслаждений из этого мира, любя собственное тело, и наслаждается миром ради вожделения. Все, что делает он, и все его удовольствия в мире – во имя славы Создателя его.

Вступая в супружескую близость с женой в чистоте, такой человек делает это не ради собственного удовольствия, ведомый вожделением, а для того, чтобы исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь», оставив после себя потомков, следующих Торе, которые заменят его в служении Творцу. Или же делает это с целью исполнить супружескую обязанность, или укрепить свое здоровье, или уберечься от грешных помыслов. И так сказано о раби Элиэзере, который во время супружеской близости обнажал пядь и покрывал пядь и выглядел так, как будто черт принуждает его к этому (Недарим, 20б), ибо не желал наслаждаться.

Также и в отношении еды и питья. Поедая дозволенную пищу во время, когда это можно,  такой человек не помышляет о том, чтобы ради своего удовольствия наполнить утробу, с вожделением наслаждаясь яствами. Все его намерения – лишь во славу Создателя. Он не станет есть и пить в будние дни более, чем необходимо для тела, здорового и крепкого, готового к служению Б-гу. Как сказано (Мишлей, 13:25): «Праведный ест для сытости души».

В субботы же и в праздники он ест и пьет в честь святости этих дней, чтобы радоваться и наслаждаться в эти дни, как заповедано Творцом.

И, представая перед людьми в великолепных одеждах, он не заботится о собственном достоинстве, а лишь о славе Создателя, о чести Торы и заповедей ее. Служащий Б-гу поступает так, чтобы увидели люди достоинство Торы и заповедей, и возжелали в сердце своем постичь мудрость, и стремились идти путями мудрецов, и поступать подобно им, и сближаться с ними. Сами же мудрецы весьма осторожны в том, чтобы не допустить наслаждения плоти и заносчивости сердца от почестей. Как говорят наши мудрецы (Авот, 4:4): Раби Левитас из Явне говорит: “Весьма, весьма будь смирен духом”.

И почести, которые оказывают мудрецу, на самом деле оказывают в честь Торы, то есть в честь Небес. И так сказал нам святой учитель раби Йеуда а-Наси, мир ему, покидая наш мир: «Владыка мира! Явно и ведомо пред Тобой, что трудился я над Торой десятью пальцами моими и не наслаждался и мизинцем» (Ктубот, 104а). Он говорил, что ни в чем не пользовался благами мира ради собственного удовольствия и достижения вожделений тела, а только ради служения Всевышнему, как говорилось об этом прежде.

Глава 18

Об этом сказали мудрецы наши (Авот, 2:12): «И все дела твои пусть будут во имя Небес, как сказано (Мишлей, 3:6): “На всех путях твоих знай Его, и Он выпрямит дороги твои”».

Представим себе человека, которого нанял царь, чтоб тот выполнил работы у него во дворце, определив известную плату за каждую из работ. При этом царь учитывает все, что тот ел и пил, и чем пользовался в царском дворце. Когда же работник отработает положенный срок, царь совершит с ним расчет и вычтет из его жалования всю предоставленную еду и услуги

Если работник окажется умным и думающим наперед, то он постарается верой и правдой исполнять царскую работу во всякий час, стараясь как можно меньше есть, пить и придаваться наслаждениям. А то, что станет есть и пить, сделает не ради собственного удовольствия, а лишь для того, чтобы быть здоровым и крепким и иметь возможность  служить господину своему, царю. Когда же придет время расчета, царь заплатит ему полной мерой, и окажется, что чем меньше работник пил, ел и наслаждался во дворце, тем больше его награда. Такой работник будет любим и приятен господину своему и станет навсегда обитателем его дворца.

Работник же развращенный и глупый, не думающий о будущем, ленив в исполнении царской работы. Он будет стремиться как можно больше есть, пить и наслаждаться всеми благами, которые встретит в царском дворце. И когда придет время расчета, окажется, что он пил, ел и наслаждался во много раз больше, чем трудился. Он будет в долгу перед господином своим подобно преступникам, злоупотребляющим чужим добром. И будет он отдан в рабство немилосердным хозяевам, пока не вернет долг.

Так и человек в нашем мире подобен работнику, нанятому на недолгий срок, чтобы выполнять работу Господина своего, Царя над царями царей, Всевышнего, благословен Он, в могуществе своем властвующего миром. Поэтому праведники не желают наслаждаться миром, в котором они подобны лишь работникам. Все, чем пользуются они – только для того, чтобы быть здоровыми и сильными, способными служить Создателю, как говорилось выше.

И это по двум причинам. Во-первых, чтобы посвятить себя лишь тому, ради чего созданы – служению Творцу. Во-вторых, чтоб не уменьшить свою награду в будущем мире подобно работнику из притчи. Глупцы же, прельщаемые соблазнами и оставляющие служение Создателю, заняты наслаждением тела яствами. Они распивают вина и поедают мясо, пируя под звуки флейт и бубнов, изменяя Царю над царями царей, Господину своему, создавшему их ради службы своей. Нет места им в этом мире. При будущем расчете окажутся они в долгу перед Создателем своим за то, что пользовались благами мира сверх необходимого для службы своей. Они будут отданы в руки злодейства своего и судимы за грехи свои.

Глава 19

Все это касается тех, кто вместо Торы и заповедей занимается мирскими делами ради собственного удовольствия, удовлетворяя свои вожделения, однако не совершая при этом грехов. Но те, кто грешит и бунтует против Всевышнего, наслаждаясь благами мира в грехе, подобны работнику, нанятому царем, чтобы строить и сажать деревья. Он же, мало того, что не строит и не сажает, еще и рушит построенное и корчует посадки. Как говорят мудрецы наши (Авот, 5:1): «Десятью речениями создан мир. Разве не мог бы быть он создан одним речением?  Но создан он именно десятью для того, чтобы взыскать с грешников, разрушающих мир, созданный десятью речениями».

Эти люди названы грешниками Израиля. Они сойдут в преисподнюю и будут наказаны в меру своего злодейства, кто на двенадцать месяцев, а кто – навеки.

Глава 20

И в самом строении человека можно усмотреть приметы того, что главное предназначение его – служение Творцу. Так, зарождение человеческого плода происходит в течение сорока дней, и Тора дана Моше-рабейну за сорок дней (которые он находился на горе Синай). Это говорит нам о том, что человек создан, чтобы исполнять Тору. И так говорят наши мудрецы (Шир а-Ширим Раба, 36: 3). Душа названа свечой, как сказано (Мишлей, 20:27): «Свеча Б-га – душа человеческая». И Тора названа свечой, как сказано (Мишлей, 6:23): «Ибо свеча – заповедь и Тора – свет …». Сказал Всевышний, благословен Он: «Моя свеча – в твоей руке, а твоя свеча – в Моей. Храни Мою свечу и Я сохраню твою». «Моя свеча» – это Тора, которая дана человеку, «твоя свеча – в Моей руке» – это душа, как сказано (Теилим, 31:6): «В руку Твою вверяю я дух мой. Вызволи меня, Г-сподь, Б-г истинный». И сказано (Ийов, 12:10): «В руке которого душа всего живого и дух всякой плоти людской». Мы видим, что создан человек для служения Творцу исполнением Торы и заповедей.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53712