Алейну Лешабеах — На нас возложено восхвалять

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

476
труды над торой

На нас возложено восхвалять Господина всего сущего и возглашать величие Творца начала мироздания, за то, что не создал нас, как народы [всех] земель и не сделал нас подобными племенам земли; за то, что не дал нам удел, подобный их (уделу), и судьбу нашу – как у великого множества их, – ведь они поклоняются тщетному и пустому, и молятся божеству, которое не поможет. А мы преклоняем колена и простираемся, и возносим благодарения перед Царем над царями царей, Святым благословенным, Который простирает небеса и утверждает основы земли, и место славы Его – в небесах наверху, и обитель мощи Его – на высотах высот. Он – Б-г наш, и нет кроме него. Воистину, Он – наш Царь, и нет кроме Него, как написано в Торе Его: «И узнай сегодня, и утверди в своем сердце, что Г-сподь есть Б-г в небесах наверху и на земле внизу; нет кроме Него».

И потому надеемся мы на Тебя, Г-сподь, Б-г наш, [и ожидаем] увидеть поскорее великолепие силы Твоей, чтобы [Ты] убрал с земли гилулим (истуканов) и элилим (сильных) совершенно истребил; чтобы исправить мир под царской властью Б-га. И все создания из плоти воззовут к Имени Твоему, чтобы обратить к Тебе всех злодеев земли. Признают и поймут все обитатели мира, что [лишь] пред Тобой [должны] преклоняться все колени, и [лишь Именем Твоим] будут клясться все [народы и] языки. Пред Тобою, Г-сподь, Б-г наш, преклонятся и падут, и славе Имени Твоего придавать будут важность, и примут все они бремя царства Твоего. И воцаришься над ними в скором времени навеки, ибо царство – Твое. И на все времена воцаришься Ты в славе, как написано в Торе Твоей: «Г-сподь воцарится навек!» И сказано: «И будет Г-сподь Царем над всей землей, и будет в тот день Г-сподь един и Имя Его едино».

«На нас возложено восхвалять Господина всего сущего»

Первое восхваление состоит в том, что мы называем Его «Господином всего сущего». Это означает, что, хотя в творении есть разные виды сил, включая силы нечистоты, Он – Хозяин всего сотворенного, Который управляет им и делает в нем все по воле Своей. Осознание этого предшествует всем прочим ступеням знания, и даже осознанию того, что Он – «Творец начала мироздания», ибо уже при первом внимательном взгляде люди могут и должны прийти к признанию того, что Он – «Господин всего сущего», Хозяин и Руководитель сотворенного мира.

«Возглашать величие Творца начала мироздания (Берейшит)»

Также и неевреи верят, что Всевышний – «Творец Берейшит (начала мироздания)», что он создал мир; но они не верят в Его постоянное наблюдение над Творением, как сказано: «И высок Он над всеми народами» (Теилим). Они полагают, что Он возвышен над сотворенными и отдален от них, и для Него было бы ничтожным и недостойным делом наблюдать за низшими творениями. Но о народе Израиля сказано: «Г-сподь в Цийоне велик» (в начале того же стиха), – Он велик и внизу, и наверху. Таким образом, мы верим в то, что Он пребывает в высших и низших мирах и наблюдает за ними в той же мере, и об этом говорят слова молитвы: «Возглашать величие» – признавать и восхвалять Его за величие Его, простирающееся снизу доверху, и за то, что Он наблюдает за всеми сотворенными – кроме того, что Он – Творец Берейшит – начала мироздания.

«Творца начала мироздания (Берейшит)»

Берейшит – это начало. Другими словами, Он дал нам начало, и Творение создано десятью речениями-этапами, чтобы мы могли, продвигаясь от этого начала, глубоко задуматься о Его путях и поэтапности в Его управлении сотворенным миром и в Его наблюдении. Благодаря этому мы можем возгласить Его «величие», то есть осознать, что Он надзирает: снизу, за низшими творениями, и доверху – за высшими.

«Что не создал нас, как народы (всех) земель»

Все народы возникли и стали народами благодаря связи со своей землей, и все время, пока они находятся на ней, – представляют собой народ; но когда их изгоняют с их земли, – исчезают (как народ). В противоположность этому, народ Израиля сделался народом после получения Торы – прежде, чем вошел в землю Израиля, и также после изгнания из нее остается народом, поскольку существование народа Израиля зависит только от близкой связи его с Всевышним путем изучения Торы и исполнения заповедей. Земля Израиля, при всей ее важности для духовного совершенства народа Израиля, не является условием его существования. И за это мы обязаны восхвалять Всевышнего: «Что не создал нас, как народы (всех) земель», – как народы, существование которых зависит от земли.

«И не сделал нас подобными племенам земли»

Народы связаны с землей и делами этого мира, тогда как суть народа Израиля – духовная, и устремление его – к раскрытию Царства Небес в мире. И в этом суть слов молитвы: «И не сделал подобными племенам земли», которые сутью своей связаны с землей.

«За то, что не дал нам удел, подобный их (уделу)»

Удел – это особая роль, которая есть у каждого человека в раскрытии славы Всевышнего в Творении. Также и у народов мира есть «удел» – роль в сотворенном мире, и роль эта – быть «орудием» для еврейского народа в его служении Всевышнему, тогда как роль самого еврейского народа – служить Ему прямым образом. И в этом смысл слов молитвы: «Что не дал нам удел, подобный их (уделу)», – благодарность за то, что наш удел в служении по сути своей отличен от удела народов мира.

«И (не дал нам) гораль (судьбу) нашу – как у великого множества их»

Гораль (жребий, судьба) – это (в данном контексте) то же, что мазаль, который есть у человека, а именно «орудия, инструменты» – средства, а также (индивидуальные) качества, которые каждый получает с Небес, чтобы исполнить свою роль в служении Всевышнему. Каждый из великого множества людей, также и из неевреев, получает от Всевышнего орудия, соответствующие уделу его, но только неевреи получают свой гораль, чтобы исполнить свою роль «служителя» народа Израиля (иногда – как «жезл добра», а иногда – как «жезл бедствия»), – но сыны Израиля получают орудия прямого служения Всевышнему. Это и есть наш гораль – личные орудия каждого из сынов Израиля, отличные от орудий «великого множества людей» из народов мира.

«Ведь они поклоняются тщетному и пустому, и молятся божеству, которое не поможет»

Здесь употреблены три выражения, отражающие ничтожность и бесполезность идолослужения: эвель (тщета), рэйк (пустое) и «божество, которое не поможет», это – три вида идолопоклонства, в порядке от низшего из них до более «возвышенного».

Эвель (тщета) – это «полное ничто», и здесь имеется в виду служение дереву и камню в полном смысле слова, – идолам, у которых нет никакой силы.

Рэйк (пустое) – это «кожура без внутреннего содержимого»: выглядит так, будто есть в этом что-то настоящее, но в действительности нет ничего, и здесь имеется в виду служение солнцу, луне и т. п., которые лишь приводимы в действие поставленными над ними свыше ангелами.

«Божество, которое не поможет»

Имеются в виду высшие силы: ангелы, духовные покровители народов и т. п., которые являются реальной духовной силой и правят миром. Но они в действительности «не помогут» – поскольку лишены самостоятельности и возможности оказывать влияние, ибо они являются лишь «каналами», через которые Всевышний влияет, и Он – Единственный, у которого есть возможность влияния.

И поскольку мы признаем, что только Он может помочь, –

«Мы преклоняем колена и простираемся, и возносим благодарения»

«Преклоняем» – колени; «простираемся» – распростирая руки и ноги разом со всем телом; «благодарим» – Всевышнего, ибо все – лишь от Него. И таким путем мы выражаем наше самоустранение и смирение перед Ним.

«Перед Царем над царями царей, Святым благословенным».

В этом мире (и в мире ангелов) есть цари, а над ними – цари царей, а Всевышний – Царь и Господин над всеми, даже над царями царей.

«Который расстилает небеса» – то есть мир духовный; «И утверждает основы земли» – мир материальный.

«И место славы Его (трон славы) – в небесах наверху».

Слава Его видна как в высших (мирах), так и в нижних, и тем не менее:

«И обитель мощи Его – на высотах высот»

«Хотя и есть у Него трон наверху и трон внизу, главное место его пребывания – наверху» (Ри бар Якар), поскольку на небесах ангелы больше осознают Его могущество.

«Он – Б-г наш» – Властелин всех сил. «И нет кроме него» – никакой силы в сотворенном мире, у которой была бы какая-то власть (включая силы нечистоты и колдовства), и лишь один Всевышний – безраздельный Властитель над каждой деталью Творения.

«Воистину, Он – наш Царь»

Существование Всевышнего – непременная реальность; все Творение зависит от Него, тогда как Сам Он независим ни от чего вне Его. И потому Он – Единственный, Чье существование истинно и вечно. И в этом – глубинный смысл понятия «истина». Другими словами, вещь, которая существует сейчас, но возможно, что она исчезнет из реальности, – это не «истина», и только лишь Всевышний, существующий вечно, и невозможно отсутствие Его, Он – «истина». И об этом сказано (в молитве): «Воистину, Он – наш Царь», и это означает: только наш Царь – Всевышний – полная и совершеннейшая истина.

«И нет кроме Него»

Нет никакой истинной реальности, подобной Ему, кроме Него.

Как написано в Торе Его: «И узнай сегодня, и утверди в своем сердце, что Г-сподь есть Б-г». Он – Властелин всех сил. 

«В небесах наверху и на земле внизу; нет кроме Него». Нет никакой силы, кроме Него, и все силы – сотворены Им и зависят от Него каждый миг.

«И узнай сегодня». Это знание должно быть понятным и ясным в сознании человека «как день»; но одного знания недостаточно, кроме него еще нужно:

«И утверди в своем сердце» – нужно внедрить познанное умом в сердце, чтобы чувствовать, что Всевышний – единственная истинная реальность, и все, что имеется в Творении, создано Им для Его славы, и существование каждого (из сотворенных) зависит от Творца. Когда эти осознанные человеком истины завоевывают его сердце и, как следствие этого, все его устремления и желания – только в том, чтобы использовать все, что у него есть, для служения Всевышнему и приближения к Нему, тогда и исполняются (слова Торы): «И утверди в своем сердце» во всей полноте.

«И потому надеемся мы на Тебя, Г-сподь, Б-г наш»

Поскольку мы знаем умом, и чувствуем сердцем, и выражаем в речах и делах наших сознание того, что нет никакой реальности, кроме Всевышнего и воли Его, и все совершается и осуществляется Им и зависит от Него в каждое мгновение, – по этой причине мы просим и надеемся:

«Увидеть поскорее великолепие силы Твоей»

Увидеть нам в скором времени, как раскроется великолепие власти Всевышнего, – тем, что удостоимся увидеть лик Шехины, и где же? В Храме.

Чтобы увидеть великолепие силы Твоей, нужно:

«Чтобы (Ты) убрал с земли гилулим (истуканов) и элилим (сильных) совершенно истребил». Потому что Имя неполно и трон (Его) неполон, то есть раскрытие славы Его и Шехины Его (неполны) – пока не будет стерто семя Амалека, и это – полное устранение зла.

«Чтобы (Ты) убрал с земли гилулим (истуканов)». Гилулим – от слова «навоз, мусор» – статуи из дерева и камня, в которых нет ничего настоящего и нет никакой силы; их нужно только убрать с земли, поскольку у них нет никакой силы свыше. И, напротив:

«И элилим (сильных) совершенно истребил». Элилим – от слов эйлей а-арец (сильные земли) (см. Млахим-2, 24:15), то есть обладающие силой. Есть силы в сотворенном мире, в том числе силы нечистоты и колдовства, такие, что на поверхностный взгляд представляется, будто есть в них самостоятельная сила, способная приносить пользу или вредить, и потому им служат. Всевышний истребит их и устранит из реальности, чтобы не было возможности ошибиться.

Когда уже будет достигнуто положение, что «сильные совершенно истреблены», мир будет совершенно исправлен посредством Царства небес, и об этом здесь сказано:

«Исправить мир под царской властью Б-га». Здесь употреблено Имя Б-га из букв шин-далет-йуд; слово дай означает «достаточно», и это Имя выражает образ правления Всевышнего, связанный с ограничением, сдерживанием и остановкой. Творец создал мир ограниченным (сказал Своему миру: «достаточно!»), не в меру Своих возможностей, а чтобы люди могли (в какой-то мере) постигать Творца и чтобы у них было место для служения – чтобы привести Творение к полноте, совершенству и раскрыть царство Небес посредством Торы и заповедей.

И об этом здесь сказано: «Исправить мир» – который пока еще не исправлен, и молитва наша о том, чтобы мы удостоились «исправить мир». И это – в наших возможностях, поскольку мир – «под царской властью Б-га»; это означает, что Творец ограничил и удержал Свое царство таким образом, что только в наших руках раскрыть Его царство.

«И все создания из плоти воззовут к Имени Твоему»

Даже те, у которых нет «образа человеческого» и они находятся на низкой ступени «созданий из плоти», – тоже «воззовут к Имени Твоему». «Взывание к Имени Всевышнего» означает, что если даже не будут молиться Ему, то, по крайней мере, дойдет до их сознания нечто о Нем и о Его правлении (ведь «Имя» соотносится с определенным образом правления), поскольку у каждого будет то или иное представление о Нем.

«Чтобы обратить к Тебе всех злодеев земли»

Даже злодеи земли обратятся к Всевышнему; это означает, что у них не будет интереса и желания заниматься иными делами, кроме связанных с Всевышним.

«Признают и поймут все обитатели мира»

У всех обитателей мира будет внутреннее осознание на уровне четкого знания, утвержденного в их сердцах.

«Что (лишь) пред Тобой (должны) преклоняться все колени»

«Преклонение» – выражение, означающее ощущение полного подчинения тому, перед кем преклоняют колени; все будут ощущать полное подчинение Всевышнему.

«(И лишь Именем Твоим) будут клясться все (народы и) языки»

«Будут клясться» означает крепкую связь с Всевышним «всех языков». Слово «язык» выражает силу речи – силу, которой отличается человек; это означает, что человек, и в особенности сила речи его, будут связаны только с Всевышним.

«Пред Тобою, Г-сподь, Б-г наш, преклонятся и падут, и славе Имени Твоего придавать будут важность (якар)».

Якар – это важность; всю важность придавать будут «славе Имени Твоего». Это означает, что они признают: истинные слава и важность принадлежат одному лишь Всевышнему. Кто действительно важен? Тот, у кого есть отношение к Всевышнему. И в той мере, в какой есть у человека отношение к Всевышнему, – в той мере он важен.

Все эти важные постижения, относящиеся к особым качествам Всевышнего и власти Его в сотворенном мире, будут не только лишь познаниями в уме и сердце, но и найдут выражение свое в делах. И как реальное следствие этого – «И примут все они бремя царства Твоего».

«И воцаришься над ними в скором времени навеки»

В будущем, когда люди признают особые качества Всевышнего и примут на себя бремя Его царства, они, вследствие этого, захотят, чтобы Он воцарился над ними, и об этом сказано здесь: «И воцаришься над ними», как «царь», власть которого желанна народу, а не как «властитель», властвующий над народом вопреки его воле.

Мы высказываем здесь две просьбы. Первая – чтобы это случилось «в скором времени», а вторая – чтобы царство Всевышнего продолжалось «навеки».

«Ибо царство – Твое»

Все признают, что истинное царство – только царство Всевышнего, а все остальные царства, на небесах и на земле, не являются истинными, поскольку держатся не своей силой, а силой Всевышнего, Который «ставит на царство царей, и у Него – власть царская».

«И на все времена воцаришься Ты в славе»

Царство Всевышнего в сотворенном мире будет осуществляться не путем применения силы, а «в славе». Это означает, что когда человек приходит к признанию Всевышнего и величия Его, для него становится чрезвычайно почетным быть рабом Его, и в этом смысл выражения «воцаришься Ты в славе», – большая честь для сотворенных поставить Тебя царем над собой.

«Как написано в Торе Твоей: «Г-сподь воцарится навек»»

Этот стих сыны Израиля произнесли в конце Песни на море, после того, как увидели окончательное падение фараона и его войска, чудесное и удивительное, при рассечении моря. Ведь все время, пока фараон существовал, вера сынов Израиля, хотя они и вышли из Египта чудесным путем, оставалась неполной. Они опасались, что фараон погонится за ними и возвратит их в Египет; но теперь они ясно осознали, что Всевышний царствует и правит в сотворенном мире, имея в нем полную власть. Они поняли, что это не временная власть, а вечная, и потому, придя к вершине этого осознания в конце Песни на море, сказали: «Г-сподь воцарится навек».

«И сказано: «И будет Г-сподь Царем над всей землей, и будет в тот день Г-сподь един и Имя Его едино»»

Когда увидят народы, пришедшие (в конце времен) захватить Иерусалим, чудеса, описанные у пророков, – те, которые Всевышний сотворит при окончательном освобождении, – они признают, что Он царствует «над всей землей».

«И будет в тот день Г-сподь един». Все народы оставят своих идолов, так как признают, что «Г-сподь един», и нет никакой силы или могущества, кроме одного только Всевышнего. «И Имя Его едино», – будут называть Его тогда только по Его полному – четырехбуквенному – Имени, так как это – Имя, связанное с Его милосердием. Ибо поймут тогда, что источник всех Его действий, являющихся причиной называть Его разными именами, – это Его качество делать добро и Его милосердие, и нет в Нем никаких изменений.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=51267